Папки-передвижки

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Чем пахнет кора?»

Наталья Полякова
Методическая разработка по экологическому воспитанию «Чем пахнет кора?»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда является одной из актуальнейших проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Публикация «Методическая разработка по экологическому воспитанию „Чем пахнет кора?“» размещена в разделах

Именно ребенку легко воспринимать животных, растения на равных. Еще сильны впечатления о сказках, в которых медведь и дуб разговаривают, радуются, страдают, т. е. ведут себя как люди. Очень важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать его в целях экологического образования, воспитания в детях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней.

Изучая с детьми тему «Лес – как экологическая система», мы рассматривали проблемную ситуацию, которую видел каждый: и в городе, и в лесу можно наблюдать, как ребенок бьет по дереву палкой, кидая в ствол нож, обламывая ветки. Отчего это происходит? Почему не действует постоянно звучащий призыв взрослых «Берегите деревья! Они наши зеленые друзья!»? В ходе рассматриваемой ситуации выяснилось, что дети обладают только поверхностными представлениями и знаниями о деревьях: их названия, части дерева, сезонные изменения, а что дерево значит для природы в целом, что оно дает человеку – это детям было трудно объяснить самостоятельно. Здесь и возникла идея провести исследовательскую работу на тему «Чем пахнет кора.

Целью исследования является формирование представления о дереве как экосистеме и восприятия природоохранного сознания.

Задачи исследовательской работы:

1. Воспитывать любовь к деревьям, бережное, заботливое отношение к ним.

2. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит.

3. Учить узнавать по внешнему виду дерева его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора их молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличии от коры старого дерева).

4. Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.

5. Уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина, и что изготавливают из коры деревьев.

6. Учить моделировать кору различными способами.

В процессе исследования проверялась гипотеза: если ребенок в процессе ознакомления с деревом – как экосистемой, наглядно убедится в целостности природы, в тесном взаимодействии всех живых организмов, связанных с деревом, то он будет бережно относиться к каждому из них.

В своей исследовательской деятельности я использовала разнообразные методы и приемы :

Метод проблемного обучения,

• Наглядного моделирования,

• Словесный, игровой,

• Информационно – рецептивный,

• Исследовательский,

• Репродуктивный,

• Практический,

Метод фокальных объектов,

• Прием совместной деятельности педагога и ребенка,

• Самостоятельного добывания знаний,

• Использование сюжета игр и персонажей,

• Уточнение и воспроизведение известных действий по образу,

• Придумывание ситуаций,

• Прием предметной наглядности.

Работа включает в себя три этапа:

• Подготовительный,

• Основной,

• Обобщение результатов на основе собственных наблюдений и выводов.

Распределение деятельности

по этапам исследования «Чем пахнет кора

Подготовительный этап:

"Портретная галерея"

1. Изучение в литературе познавательного характера структуры и свойства коры.

2. Подбор литературы для детского чтения.

3. Сбор кусочков коры разных деревьев, оформление в виде картин.

4. Подготовка природного материала для деятельности детей.

Работа с детьми:

1. Исследовательская работа с корой (рассматривание различающихся по внешнему виду и структуре виды коры различных деревьев).

2. Фокальное обследование (потрогать, понюхать кору, сравнить ее по цвету, толщине).

3. Экспериментальная деятельность (определение возраста дерева, обследование пробкового слоя коры.

Основной этап:

«Узнай, послушай, посмотри» :

1. Оформление демонстрационного материала о взаимодействии деревьев с другими обитателями леса

2. Разработка и проведение занятий познавательного цикла на тему:

«Кора деревьев»

«Почему кору нужно беречь?»

«Чем пахнет кора

«Как люди используют кору»

3. Подбор наглядных пособий на тему: «Что произойдет с деревом, если разрушить кору

4. Изготовление мешочков для коры.

5. Сбор различных изделий из коры (бытовые предметы, пробки, сувениры, кожа, окрашенная в цвет коры).

6. Оформление дидактических игр и упражнений:

«Этажи леса»;

«Дуб и сосна» (взаимоотношения живых организмов друг с другом);

«Помоги дятлу добраться до жучка» (лабиринт);

«Выложи в правильной последовательности» (что происходит с деревом если повредить кору);

«Кто внимательный»

7. Разработка способов изображения коры различными способами:

• Изодеятельность;

• Ручной труд.

Работа с детьми:

1. Чтение художественной литературы: «Сказки о деревьях» В. Степанов, «Почему осенью листопад» Г. Граубин,«Люблю березку русскую» А. Прокофьев.

2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкин, «Фестивальная лазурь» И. И. Грибарь.

3. Пение песен, разучивание хороводов: «Во поле березка стояла», «Хоровод на лугу», «Березка белоствольная».

4. Познавательно – досуговые занятия:

«Лес – это живой организм»;

«Этажи леса»;

«Доктор леса».

5. Контрольно – диагностические занятия:

«Пищевые цепочки в лесу»;

«Лес – как экологическая система».

6. Рисование коры

7. Изготовление подделок из природного материала «В гостях у сказки»

Обобщение результатов

1. Оформление мини – музея «Чем пахнет кора

2. Обобщающее занятие:

«Лес – украшение земли»;

«Экскурсия в мини - музей».

Заключение

Таким образом, в результате исследовательской работы было достигнуто следующее:

• Дети познакомились с понятием «кора» и узнали, для чего она служит;

• Научились узнавать возраст дерева по его внешнему виду;

• Познакомились с животными и растениями, которые непосредственно связаны с корой дерева;

• Выяснили, почему нельзя разрушать кору, и к чему может привести ее разрушение;

• Узнали, как люди используют кору и для чего нужна древесина;

• Закрепили названия профессий людей, занимающихся уходом за лесом;

• Научились моделировать кору различными способами;

• Сформированы представления о том, что дерево не растет отдельно от других живых существ. Дерево – это растение, благодаря которому живет множество других живых организмов. Дерево – это целая экосистема.

• Уточнили правила экологически грамотного поведения в лесу;

• Учились воспитывать в себе любовь к деревьям, бережно и заботливо относиться к ним;

• Приобрели умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Предполагается:

• Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать выводы;

• В процессе исследования у детей развивается наблюдательность, любознательность, появляется интерес к познавательной деятельность.

Кроме того, я выделила для себя особую значимость исследовательского метода в экологическом образовании :

• Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

• Этот метод, идущий от детских потребностей и интересов;

• Он хорошо сочетается с принципом собственности,который предполагает погружения ребенка в определенную тему или проблему;

Метод исследования развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой предполагается энергичная «от всего сердца» деятельность ребенка.

Обобщая результаты исследовательской работы «Чем пахнет кора, возникла идея использовать новую форму работы – создание мини – музея, который в дальнейшем поможет осуществить цели и задачи экологического воспитания с детьми, более младшего возраста. Оформляя мини – музей, я ставила перед собой задачи, согласованные с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Мини – музей – это не просто организация экспозиций и выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов. Он предполагает использование наиболее интересных и результативных форм, средств и методов работы с детьми, побуждающих их к различным видам деятельности (игровой, словесный, продуктивный).

Воспитательная ценность мини – музея заключается в том, что рассматривая экспонаты музея, дети могут их «одушевить», потрогать, что вовлекает их в деятельность и общение, воздействует на эмоциональную сферу.

Поскольку мини –музей интерактивный, дети могут трогать все экспонаты, самостоятельно дополнять разделы и выполнять ряд заданий, например, с мешочком ощущений, куда можно положить различные экспонаты музея.

Такой неформальный подход к работе позволил убедиться мне в том, что создание мини- музея «Чем пахнет кора является не только увлекательным, интересным и вполне доступным, но весьма своевременным и необходимым делом.

Список средств, для проведения исследования

1. Технические средства

• теле – видео – аудиоаппаратура;

• фотоаппарат;

• компьютер.

2. Наглядны пособия:

• Модели дерева, животных.

Демонстрационный материал: «Насекомые», «Животные».

• Природный материал (грибы, мох, кора, коряги. пень).

• Картины художников.

Декоративные предметы из бересты.

• Муляжи грибов.

• Спилы деревьев.

• Игрушки – насекомые, старичок- лесовичок.

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет; 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» – Воронеж, 2002.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Ч-1, Ч-2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей среднего и старшего возраста. -СПб,2003.

3. Горькова Л. Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - Москва «Веко». 2007.

4. Зенина Г. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными – М. ,2007.

5. Кондратьева Л. И. «Мы» Программа экологического образования детей – 2 –е изд. СПб. 2002.

6. Марченко Л. И. «Весна», «Лето». Методическое рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. – Уфа, 2004.

7. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя – М., 2007.

8. Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка». Программа экологического образования дошкольников – М., 1998.

9. Рыжова Н. А. «Экологические рассказы, сказки и праздники» - М. ,2002.

10. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие под ред. Л. Н. Прохоровой – М., 2003.

Публикации по теме:

Методическая разработка по музыкальному воспитанию «Развитие техники на раннем этапе обучения» «Музыка есть звуковой процесс; именно как процесс, а не миг и не застывшее состояние, она протекает во времени. Отсюда простое логическое.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка проекта по экологическому воспитанию на тему «Вода» Цель проекта: Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы. Задачи проекта: Сформировать у детей знания.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Путешествие по лесу со Старичком Лесовичком» Методическая разработка по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествуем по лесу вместе со Старичком-лесовичком!» Воспитатель:.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка родительского собрания Министерство образования Нижегородской области Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка учителя-дефектолога Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной.

Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Солдат в Чечне» Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Солдат в Чечне» Выполнила: Зиновьева А. А. (11.04.1991г.).

Программно-методическая разработка «Сказкотерапия» Сказкотерапия Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по экологическому воспитанию «Чем пахнет кора?»
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 16:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по экологическому воспитанию «Чем пахнет кора?»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД