Наталья Караваева
Методическая разработка по экологии для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая идея :
познавательно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Цель:
расширять представления об окружающем мире, воспитать бережное отношение к природе.
Задачи:
Развивающие:
- развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать;
- развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка;
- развивать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать наблюдательность, воображение, мышление, речь.
Обучающие:
Публикация «Методическая разработка по экологии для подготовительной группы» размещена в разделах
- учить ставить вопрос (выделять проблему);
- учить ребёнка смело высказывать свои суждения;
- учит самостоятельно определять опытно – экспериментальным путем отрицательное воздействие разлившейся нефти, на водных обитателей и птиц;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и инициативность;
- воспитывать любовь к природе, чувства взаимопомощи;
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
- воспитывать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах;
- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища.
Методы и приемы :
Практические: экспериментирование с «нефтью» и перьями птиц, исследовать методы очистки воды от последствий разлива «нефти».
Наглядные: просмотр презентации: «Природа России», рассмотрение предметов, сделанных из нефти,
Словесные: чтение стихотворения И. Мордовиной «Россия», обсуждения, выводы, отгадывание загадок.
Игровые: интерактивные игры, онлайн игры
Предварительная работа:
1. Рассматривание свойств нефти;
2. Знакомство с трудом нефтяников; показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;
3. Рассмотрение способов перевозки, перекачки нефти.
4. Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;
Ожидаемый результат: повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются знания дошкольников о нефти, её свойствах, продуктах, получаемых из нефти; о влиянии разливов нефти на окружающую природу; дети научатся вести наблюдения и делать выводы, сформируется бережное отношение к природе.
Ход занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
В-ль: Здравствуйте, ребята.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся,
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В-ль: Здравствуйте, ребята. Я хочу вам сегодня предложить стать экологами. А чем занимаются люди этой особенной профессии?
Дети: Ответы детей.
В-ль: Да, ребята, экологии изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу.
Ну, что вы хотите стать учеными экологами? Но просто так экологами нам не стать, мы должны пройти тест. Вы готовы?
Дети: Да.
В-ль: Тогда начнем. Для начала давайте вспомним, что такое природа.
Интерактивная игра «Что такое природа» (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
В-ль: Хорошо, молодцы, вы приняты в ряды экологов. Покружились, покружились и в ученых-экологов превратились.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). СЛАЙД 1
В-ль: Ребята, а это что?
Дети: Это карта.
В-ль: Карта какой страны?
Дети: Это карта России.
В-ль: Да, ребята, это карта нашей Родины России. Посмотрите, какая она большая с удивительно разнообразной природой.
Суровая красота арктических побережий (СЛАЙД 2) сменяется живописными лесами (СЛАЙД 3, по равнинам текут величавые реки (СЛАЙД 4, вершины высоких гор покрыты снегами (СЛАЙД 5).
Послушайте стихотворение Ираиды Мордовиной «Россия»
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
В-ль: А, что же это за «богатств поток неиссякаем»?
Дети: Природные (полезные) ископаемые.
В-ль: Да, ребята, наша Родина не только большая и красивая, но и богата различными природными ископаемыми.
А какие природные ископаемые вы знаете? Мы сейчас проверим. Я буду загадывать загадки, а вы должны их не только отгадать, но и найти ответ.
ЗАГАДКИ
1. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже (песок)
2. Очень прочен и упруг,
строителям надежный друг (гранит)
3. Этот мастер белый – белый в школе не лежит без дела (мел)
4. Одну меня не съешь никогда, а без меня – не вкусна еда (соль)
Дети: Ответы детей.
В-ль: Полезных ископаемые очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности. А есть одно природное ископаемое, которому люди нашли применение во всех сферах жизнедеятельности. А вот о чем идет речь, вы сейчас мне сами скажите. Вы же экологи. Я буду говорить определения, если вы догадались, о чем идет речь, поднимайте карточки с восклицательным знаком, если вам нужна еще подсказка, поднимаем вопросительный знак.
ИГРА «Подсказки»
Итак, это природное ископаемое…
Оно имеет запах…
Оно имеет темный цвет…
Не смешивается и не растворяется…
Это маслянистая горючая жидкость…
Дети: Это нефть.
В-ль: А как вы догадались, что это нефть?
Дети: Нефть – это маслянистая жидкость темного цвета, которая имеет запах, которая не смешивается с другими веществами и не растворяется.
В-ль: А кто из вас знает, где же используют нефть?
Дети: Ответы детей.
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
Шьют костюмы и рубашки,
Удивительные чашки!
Из нефти делают бензин
Для мотоциклов и машин
Из нефти делают дороги
Куда ступают наши ноги.
И недаром в каждом крае,
Всяк ребенок это знает,
С нетерпением ее ждут
Черным золотом зовут.
В-ль: Кто мне скажет, что же делают из нефти?
Дети: Ответы детей.
СЛАЙД 6. Очень многое из того, что мы используем в быту, в какой-то мере состоит из нефти. Зубная щетка, электрический чайник, телевизор, светильник, игрушки, посуда – эти и многие другие предметы, состоящие из пластмассы, являются важным результатом развития химической промышленности и применения "черного золота". Многие продукты делают из нефти и поэтому она незаменима для человечества.
Физкультминутка:
Если нефть – богатство наше,
То руками мы помашем.
Коль железная руда –
Мы попрыгаем тогда.
Коль река течет на север –
Повернемся мы налево,
Коль на юг ее отправим –
Повернемся мы направо.
Нет России нашей краше
Родина – богатство наше,
Если со мною согласитесь
До земли вы поклонитесь.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В-ль: Нефть идет по трубам через поля, реки, моря. Но иногда случаются аварии на нефтепроводе. Как вы думаете, что же произойдет, если в речку, где водится рыба, раки, водные растения попадет нефть?
Дети: высказывают свои предположения.
В-ль: Мы же с вами экологи, значит, мы должны все сами исследовать. Давайте с вами пройдем в нашу лабораторию, но прежде давайте вспомним правила поведения здесь.
Дети: На столах ничего не трогать без разрешения.
Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории ЗАПРЕЩЕНО.
Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Соблюдать тишину, не мешать другим работать.
В-ль: Хорошо. Тогда проходите к столу, и наденьте фартуки.
ОПЫТ 1. Имитация разлива нефти.
1. Возьмите емкость с водой; 2. Добавьте немного растительного масла (растительное масло имеет схожие с нефтью свойства). Что получилось?
Дети: Ответы детей.
ВЫВОД: Масло растеклось по поверхности воды тонкой пленкой, точно такой же какую образует в природе разлившаяся нефть.
В-ль: А вы думаете, уважаемые экологи, чем для обитателей водоема опасна эта пленка?
Дети: Высказывают предположения.
В-ль: Пленка нефти перекрывает доступ воздуха и света, которые так необходимы жителям водоема, и поэтому они гибнут. СЛАЙД 7.
В-ль: А что будет с птицами, которые живут близ этого водоема, и которые питаются рыбой с этого водоема. Мы же ученые, мы должны это выяснить.
ОПЫТ 2. Птицы и нефть.
1. Берем птичье перо, подуем на него. Оно летит плавно.
2. А теперь обмакнем перо в растительное масло.
3. Подбросим перо вверх.
Что произошло с пером? Почему? Красивое, пушистое и широкое, перо утратило свою форму, склеившись и вытянувшись вдоль стержня. Сможет ли после этого выжить птица? Без вмешательства человека нет?
Дети: высказывают свои предположения.
ВЫВОД: После попадания масла на перо оно теряет способность «отталкивать» воздух, а значит, птица взлететь не сможет. Она станет легкой добычей для хищников.
В-ль: А что же произойдет с животными, которые живут близ водоема, где произошла утечка нефти?
Дети: ответы детей.
В-ль: Тоже самое происходит и с животными, тело которых покрыто густым мехом. После попадания на него нефти, мех слипается и не отмывается водой. Животные начинают чистить свой мех, вылизывая его. Значит, они могут отравиться.
В-ль: А давайте попробуем очистить воду от масла (нефти) несколькими способами. Мы же экологи, а значит должны искать пути решения проблемы.
ОПЫТ 3. Очистка воды от последствий разлива «нефти»
В-ль: Как вы думаете, как мы можем очистить воду от «нефти». Ваши предложения.
Дети: Дети высказывают свои предложения.
1. Давайте попробуем вычерпать масло ложкой.
Сделать это очень сложно. Масло вытекает с поверхности ложки, и снова возвращается обратно.
ВЫВОД: не возможно таким образом очистить воду полностью, но даже если это и удастся сделать, большая часть воды так же будет удалена из стакана.
2. Попробуем залить масло моющим средством.
В начале, моющее средство прошло сквозь масляное пятно и опустилось на дно.
ВЫВОД: моющее средство разбило единое жирное пятно на мелкие масляные крупинки, но не уничтожила его.
3. Равномерно насыпать на нефтяное пятно порошок активированного угля. Масло приклеивается к угольным частицам. После этого пленку можно снять.
ВЫВОД: активированный уголь помогает очистит воду от масляной пленки.
В-ль: Можно сделать вывод, что нефть удалить с поверхности воды очень сложно, те способы, которые действительно помогают в природе применять нельзя. Почему?
Дети: можно навредить обитателям водоема.
В-ль: Ребята, вы сами убедились, что последствия от разлива нефти масштабны и ужасающи. Множество живых организмов погибает в результате этой экологической катастрофе. Справиться с последствиями подобных загрязнений достаточно сложно. Мы сами в этом убедились. Поэтому, при добычи и транспортировки нефти, надо соблюдать осторожность, потому что лучше предупредить катастрофу, чем устранять ее последствия.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В-ль: А скажите, разве только катастрофы вредят природе?
Дети: Ответы детей.
В-ль: По разному вредят природе дым заводов, брошенный в лесу или на пляже мусор, сорванный цветок.
В-ль: Давайте с вами поиграем в игру «Собери экологические знаки». Вы должны собрать экологические знаки, а когда вы закончите мы узнаем какие знаки у вас получились.
ИГРА «СОБЕРИ ЗНАКИ» ОНЛАЙН. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
В-ль: Молодцы, ребята. Запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Ведь однажды природа может тем ответить человеку тем же.
«Как аукнется, так и откликнется».
ИГРА «МИР ВОКРУГ НАС» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Только представьте мир вокруг без части природы…
Давайте наполним его объектами природы.
Дети заполняют картинку и комментируют.
Например: Я хочу, чтобы всегда светило яркое солнце, чтобы оно согревала нас своими ласковыми лучами;
Я хочу, чтобы росли деревья, чтобы можно было укрыться в жаркий летний день в их тени;
А я хочу, чтобы птицы радовали нас своим пением;
Я хочу, чтобы в чистой воде водилась рыба;
А я хочу вокруг росли цветы, чтобы они приносили нам радость;
А я хочу, чтобы все люди на Земле заботились о природе, охраняли ее и не давали никому в обиду.
В-ль: Вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали?
Дети: Ответы детей.
В-ль: Вы молодцы, я думаю, когда вы вырастите из вас получатся отличные экологи. Покружились, покружились и в ребяток превратились. Наше занятие окончено. Берегите природу!