Анна Воробьева
Методическая разработка познавательно-развивающей игры-занятия по экологии «Природа — моя подруга»
▼ Скачать + Заказать документы
етодическая разработка познавательно-развивающей игры – занятия по экологии «Природа – моя подруга»
Работу выполнила:
Воробьева Анна Сергеевна
Санкт-Петербург 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Актуальность….3
2. Цель и задачи …. …. …. 5
3. Комплект игры …. ….6
4. Список ситуаций изображенных на карточках …. ….6
5. Ход занятия…. …8
6. Заключение ….11
7. Приложение….10
Введение
Актуальность
Публикация «Методическая разработка познавательно-развивающей игры-занятия по экологии „Природа — моя подруга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Экологическое воспитание одна из важнейших задач образования. Важно уже с раннего возраста прививать ребенку любовь к природе, и бережному отношению к ней. Задаваться задачей - обучить ребенка думать о будущем нашей планеты и экологии.
Сохранение жизни на земле невозможно без высоконравственного от-ношения людей друг к другу и к природе. Защита окружающей среды касается каждого человека на земле. Это не ответственность лишь одного человека, это ответственность всего человечества, которую надо прививать с самого раннего возраста. Важно объяснять последствия тех или иных действий, связанных с взаимодействием с природой. Ребенок с детства должен понимать, как важно любить и оберегать планету, на которой мы все живем.
Под экологическим образованием подразумевается непрерывный про-цесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование об-щей экологической культуры и ответственности.
Цель экологического образования детей включает бережное отношение человека к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Экологическое образование – важнейшая часть общего образования. Ведь то, как человек относится к природе, экологии, животным напрямую отображается и на самом человеке. На его здоровье – как физическом, так и психологическом. Мы в ответе за то, в каких условиях мы живет, за нашу окружающую среду. Заботясь и оберегая природу – мы заботимся и оберегаем себя!
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому одним из способов экологического образования дошкольников являются игровые технологии, входящие в составную часть педагогических технологий.
Игровые технологии – главный помощник в любом направлении развития ребенка. Игра помогает увлечь ребенка в процесс обучения, сделать этот процесс интереснее и веселее. Процесс обучения через игру в экологическом направлении помогает прививать ребенку такие качества, как ответственность за свои действия, отзывчивость, любовь к природе и забота о ней, любознательность, уважение к чужому труду.
Цели и задачи
Цель:
- Развивать интерес и любовь детей к природе;
- Научить бережному обращению с природными ресурсами;
- Развить представления о взаимодействии людей с природой;
- Сформировать ответственность за свои действия.
Задачи:
- Уточнять и обогащать знания об окружающем мире
- Развивать умение обосновывать свои ответы
- Развивать воображение, фантазию, речевую деятельность;
- Развить эмоциональную отзывчивость к окружающей природе;
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающей природе, побуждение детей к активному проявлению доброты, заботы, любви и защиты природы.
Комплект игры :
13 пар карточек с ситуациями экологической направленности.
Список ситуаций изображенных на карточках:
1. 1. Мальчик кидает мусор в ведро 2. Кидает мусор мимо, идет дальше.
2. 1. Человек один в большом доме, в котором много комнат, свет горит только в комнате, где он сам находится. 2. Человек один в большом доме, в котором много комнат, везде горит свет.
3. 1. Ребенок закрывает кран с водой. 2. Ребенок разговаривает по телефону, а рядом из крана течет вода. Ребенок не обращает внимания.
4. 1. Сломалась игрушка и ребенок понес его папе на починку. 2. Ребенок сломал игрушку и выкинул её.
5. 1. Подросток кормит котенка. 2. Подросток швыряет в котенка камень.
6. 1. Девочка и мальчик уходят с пикника и убирают за собой му-сор. 2. Девочка и мальчик уходят с пикника и не убирают за собой мусор.
7. 1. Мальчик случайно разбивает градусник и зовёт взрослых, чтобы его убрали. 2. Мальчик случайно разбивает градусник и прячет его под ковер.
8. 1. Ребенок находит на улице жука и выпускает его на улицу. 2. Ребенок находит на улице жука и пытается его раздавить.
9. 1. Мальчик находит на улице муравейник и просто осматривает его. 2. Мальчик находит на улице муравейник и начинает тыкать в него палкой.
10. 1. Мальчик проходит мимо вырванного куста и сажает его.
2. Мальчик проходит мимо вырванного куста.
11. 1. Девочка выкидывает мусор в воду. 2. Девочка очищает воду от мусора.
12. 1. Мальчик проходит по дороге мимо газона с табличкой «Не хо-дить по газону». 2. Мальчик проходит по газону с табличкой «Не ходить по газону».
13. 1. Девочка вырывает цветы из клумбы. 2. Девочка поливает клумбу.
Ход игры-занятия :
Воспитатель приветствует детей и спрашивает - знают ли дети что такое природа и экология, как и для чего надо заботиться о природе. Затем выслушивает ответы и уточняет эти понятия. Затем предлагает детям сыграть в викторину с картинками. Воспитатель показывает две картинки с правильной и не правильной ситуацией, а дети должны выбрать и обосновать правильную картинку. Дети отвечают, поднимая руку.
1. Вот Антон пошел гулять, видит – кустик вырван знать! Как Ан-тону поступить? Помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
2. Коля вновь остался дома, а семья его пошла гулять. Свет везде остался тоже, в каждой комнате сиять. Как же Коле поступить помоги ему решить. Картинку выбирая - ответь руку поднимая.
3. Вова градусник разбил и возник вопрос у Вовы. Как же Вове поступить помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
4. Дима по полю гулял – лимонад он допивал. Лимонад закончился, а ходить с пустой бутылкой не очень хочется. Как же Диме поступить помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
5. Таня с Вовой на пикник сходили. Сразу после него они домой заспешили. Что же делать после пикника, если вдруг домой засобиралась детвора? Как же детям поступить помоги скорей решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
6. Таня мимо речки шла, а в руках её ненужная бумажка была, да ещё и в речке грязь всякая плыла. Как же Тане поступить помоги скорей решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
7. Сеня по лесу пошел – муравейник вдруг нашел. Стало интересно Сене, как устроена жизнь муравьев на самом деле. Как же Сене поступить помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
8. Шел по улице Антон. Котика увидел он. Котик к мальчику пришел – помяукал и ушел. Как Антону поступить помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
9. Руки в ванной моет Вова весело задорно. Зазвонил тут телефон громко и упорно. А вода осталась течь в раковине звонко. Разве правильно ведет, себя с водой, мальчонка? Как же Вове поступить помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
10. Коля, играя с машинкой, случайно, сломал колесо. Пытался приладить на место, но не получилось у него ничего. Расстроился он не на шутку, стал думать, чтоб сделать ещё? Как же Коле поступить помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
11. Таня мимо клумбы проходила, и цветы она любила. Как же Тане поступить помоги скорей решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
12. Гуляя по парку весною увидел табличку Сергей – «Нельзя ходить по газону» а также пугать там зверей. Как Сереже поступить помоги скорей решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
13. Федя любит жизнь насекомых изучать. Постоянно гуляя – выходит их искать. И вот наткнулся он на жука, и стал смотреть на него свысока. Как же Феде поступить помоги ему решить. Картинку выбирая – ответь руку поднимая.
Слова воспитателя:
Много проблем мы с вами решили, много нового мы уяснили. Давайте повторим главные правила, чтобы природа благодарность нам оставила!
1. Из комнаты выходя – свет выключай всегда.
2. Чтобы не поступать дурно выкидывай мусор не на улицу, ни на пол, а в урну.
3. Живых существ не обижай никогда, а лишь оберегай и помогай им всегда.
4. Не порти живую природу – растения, деревья, цветы. Они очищают нам воздух и украшают наши сады.
5. Вода лучшая подруга для нас – она насыщает и радует нас. Будет у нас все прекрасно, если ее мы будем очищать и не лить понапрасну.
6. Сломав какую – то вещь – не спеши плакать и всхлипывать, лучше её починить, а не в мусор выкидывать.
7. Если градусник разбил – знай, что это страшно! Сразу взрослым расскажи, чтобы не случилось большой беды. Чтобы ртутью не отравиться и наступив на стекло не огорчиться.
Слова воспитателя: Мы с вами большие молодцы. Давайте всё, что мы с вами сегодня узнали применять в нашей жизни каждый день, чтобы и нам и всем на этой планете жилось хорошо!
Заключение
В заключение хотелось бы сказать - необходимо прививать заботу о нашей планете с самого детства, на своем примере показывать, что такое забота и бережное отношение к нашей родине, к живой и не живой природе. Показывать последствие своих действий, направленных на природу. Прививать ответственность за свои действия. Существует хорошая фраза: «Не воспитывайте детей, а воспитывайте себя, ведь дети всё равно вырастут похожими на вас». Так начните с себя, покажите своим детям, как надо заботиться о себе, других людях, о нашей прекрасной планете. Ведь то, как мы относимся к природе, показывает наше отношение и к нам самим, ведь вредя ей, мы вредим самим себе – грязная вода, грязный воздух, горы мусора вокруг – как это всё влияет на наше здоровье? Мы все это прекрасно знаем и должны научить этому наших детей. А игра всегда была главной помощницей и родителей, и педагогов в поставленных задачах. Так давай те же все вместе научим ценить, заботиться и любить нашу Родину – нашу планету!