Анна Кочеткова
Методическая разработка «Здоровьесбережение дошкольников в НОД художественно-эстетического цикла»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему :
«Здоровьесбережение дошкольников в
непосредственно образовательной
деятельности художественно-
эстетического цикла»
Разработала музыкальный руководитель
Кочеткова А. Л.
Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. В. М. Бехтерёв.
Темочки:
Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности - с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.
Испанский писатель и ученый-фольклорист Федерико Гарсиа Лорка первым в мире сделал вполне объективный и, главное, научно обоснованный вывод о том, что “песня предшествовала языку”.
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и вовсе становятся "безголосыми", переживая не слишком удачный личный опыт беззвучно и глубоко внутри).
Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.
- Повышение уровня заболеваемости детей ОРВИ, ОРЗ. (По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2016 году, доля здоровых детей в целом снизилась до 31,1%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии – их теперь 16,2%.)
- Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.
- Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди специалистов ДОУ.
-Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.
Гипотеза.
При использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы.
Снижение заболеваемости, профилактика хронических заболеваний.
Будет обеспечено усвоение детьми приёмов, средств и методов здоровьесбережения в различных видах деятельности.
Условия.
• Систематизировать и разнообразить работу музыкального руководителя со специалистами и воспитателями по проблеме: Сохраненить и укрепить здоровье детей посредством внедрения в работу МДОУ здоровьесберегающих технологий.
• Использовать в работе музыкального руководителя регламентируемых и не регламентируемых видов деятельности, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
• Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада (всеобучи, занятия, консультации, беседы)
Регламентируемые виды деятельности:
- Музыкально-оздоровительная непосредственноорганизованная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, в разных видах деятельности.
- Музыкально – ритмические движения.
- Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход).
- Логоритмика
Не регламентируемые виды деятельности:
- музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка.
- совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровьеформирующих принципах.
- совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье адекватная музыкальной деятельности в ДОУ.
Цель и задачи применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования дошкольников.
Основополагающей целью применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования дошкольников является организация единой оздоровительной работы ДОУ направленной на целостное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие личности ребенка.
Задачи:
• Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности.
• Формирование здоровьесберегающего подхода в музыкальном образовании путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка.
• Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий.
• Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Виды музыкально - оздоровительной терапии :
- Музыкатерапия- один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
- Танцетерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление.
- Имаготерапия – главная цель её проведения не публичное выступление детей перед зрителями, а углубление психотерапевтического эффекта. И чаще проводится в форме куклотерапии, с использованием любимого персонажа или куклы, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с проблемной ситуацией конкретного ребенка.
Один из видов библиотерапии – сказкотерапия. Это методика дает положительные результаты для дошкольников с проблемами, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие затруднения/
- .Фольклорная арттерапия Русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности
- Вокалотерапия.
На последней (т. е. вокалотерапии)остановлюсь подробнее.
В народе существует такой неписанный закон: если плохо – спой и станет легче. В терапевтическом эффекте вокалотерапии люди убедились давно. На Руси с её помощью издревле осуществлялось лечение больных: больного сажали в круг и водили вокруг него хороводы. Сегодня уже на научном уровне доказано, что вокалотерапия является «методом активизации неспецифической устойчивости организма», которая обеспечивает способность организма адаптироваться к тому или иному фактору постоянно изменяющейся окружающей среды, что так необходимо для нормального функционирования организма, особенно в детском возрасте.
Вокалотерапия включает следующие виды упражнений:
-Дыхательная гимнастика
-Артикуляционная гимнастика.
-Фонопедические упражнения
-Упражнения на глиссандо
-Упражнения на вибрато губ и языка
-Распевание на сонорных звуках
У большинства своих воспитанников я заметила, что голоса слабые, часто с хрипом, либо поют дети через крик. А ведь звук, которым поют дети, должен литься свободно, без напряжения и крика. Я решила использовать вокалотерапию в своей работе.
Первое, что я сделала – использовала дыхательную гимнастику, ведь глубокий вдох обогащает кровь кислородом, прочищает легкие. Начала обучению носовому дыханию, через такие упражнения, как: «Сердитый и спокойный нос», «Прочищаем трубочки», «Тучка и дождик». Затем перешли к развитию певческого дыхания, через упражнения: «Самолёты» («Машины», «Палочка-считалочка», «Мячик». Также обратила внимание, что дети неправильно сидят, ссутулятся. Обязательно перед пением проверяем правильность посадки: выпрямляем спину, расправляем плечи, но обязательно поза должна быть удобна для ребёнка. Также использую в своей работе артикуляционную гимнастику и логоритмические упражнения М. Ю. Картушиной и Т. Н. Фомичевой. Всё это надо для развития артикуляционного аппарата, развития речи. Все эти упражнения выполняются с движениями, тренируются мышцы рук, что необходимо для развития голоса. Я считаю, что во-первых, на музыкальных занятиях не следует специально заниматься постановкой голоса. Когда ребёнок поёт своим голосом, которым разговаривает, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Во-вторых, пение это средство укрепления здоровья детей с заболеваниями дыхательных путей. Интересной находкой считаю книгу А. С. Галанова «Игры, которые лечат». Все игры, включенные в раздел «Болезни дыхательной системы» направлены на восстановление носового дыхания. Дети с удовольствием выполняют это движения, начиная с 1,5 – 2 лет. Вначале беру игры попроще: «Король ветров», «Перышки», где дети учатся делать глубокий вдох и медленный выдох. Затем игры усложняю, прошу на выдохе произносить определенные звуки или слоги. Это такие игры: «Кто самый громкий», «Совушка – сова», «Самолёт», «Мышки и мишки». После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, обеспечивается качественное функционирование сердечнососудистой системы, происходит массаж внутренних органов.
Вокальные упражнения подбираются как с учётом речевых воз-можностей ребёнка.
Мелодия должна звучать в среднем или нижнем регистре, наибольший интерес представляют песни, исполнение которых дети могут со-провождать движениями, исполнение хорошо знакомой песни позволяет ребёнку нормализовать тонус, что существенно влияет на качество пения.
У большинства своих воспитанников я заметила, что голоса слабые, часто с хрипом, либо поют дети через крик. А ведь звук, которым поют дети, должен литься свободно, без напряжения и крика. Я решила использовать вокалотерапию в своей работе.
Вокальные упражнения подбираю как с учётом речевых возможностей ребёнка. Сначала гласные поются на одной ноте, затем пропевается несложная мелодия. При этом ребёнка учу хорошо брать дыхание, тянуть звук достаточно долго; начинать и заканчивать пение вместе.
Кроме того, можно подобрать песни, в которых часто встречаются тянущиеся гласные звуки: взрослый поёт, а ребёнок тянет доступные ему звуки («Петушок», обр. М. Красева. «Кошка», муз. АН. Александрова, ел. Н. Френкель, «Машина», муз. Т. Попатенко, ел. И. Найдёновой и т. д.).
При пропевании ребенка слогов (звукосочетаний, подобраю песенки, где встречаются звукоподражания (баю - баю, кап - кап). Весь остальной текст будет петь взрослый.
Для нормализации и развития силы голоса детям предлагаю пропевать гласные на одной ноте, как ровно, так и с динамическими оттенками: сначала с постепенным увеличением звучания, затем с постепенным умень-шением силы звука и, наконец, «волнообразно».
Полезно учить ребёнка произносить звуки на твёрдой, жёсткой и мягкой атаке. При этом инструкция ребёнку может быть, например, такой: «Давай споём звук «а» негромко, протяжно, нежно - как будто мы качаем куклу», «А теперь представь, что перед тобой стенка, а звук «а» - это мячик; ты резко кидаешь этот мячик об стенку, а он возвращается к тебе».
Можно «пропеть» имя ребёнка, любое приветствие. Такие упражнения развивают гибкость и расширяют диапазон голоса.
Учу детей изменять свой голос как по высоте и силе, так и по тембру. Для этого можно поиграть с ребятами в «Три медведя», «Волк и семеро козлят». При этом важно, чтобы дети почувствовали, что голос Мишутки или маленького козлёнка не просто высокий (на высоких нотах, но то-ненький, слабый, другой по окраске; а голос взрослого - не обязательно низкий, но более «грубый».
Полезно использовать совместное пение ребёнка с взрослым. Во-первых, во время такого пения дыхание ребёнка регулируется путём рефлекторного подражания. Кроме того, правильное произношение взрослого помогает ребёнку услышать ошибки в собственной речи. С этой же целью очень полезно давать ребёнку прослушивать собственное пение, записанное на магнитофон.
Мелодия должна звучать в среднем или нижнем регистре, наибольший интерес представляют песни, исполнение которых дети могут сопровождать движениями, исполнение хорошо знакомой песни позволяет ребёнку нормализовать тонус, что существенно влияет на качество пения.
Есть много упражнений, которые можно выполнять в музыкальной деятельности. Минутку вокала можно организовать так.
1. Произносить согласные звуки (последовательно глухие, звонкие).
2. «Злая кошка» со звуками: к, г, ж.
3. Т – прикусывать язык (с малышами медленно, со взрослыми – быстро).
4. «Страшная сказка» - У - О – А – Э – Ы - И.
5. «ушко иглы»,
А «погладить ежика»
«погладить киску»
6. Вопросы – ответы (гласные звуки).
7. Глиссандо
8. «Динозаврики» - У – О –У – Ы. (Обрисовать звуком тело животного, нарисованного на плакате).
Работа с родителями.
Для того, чтобы работа по оздоровлению детей была более плодотворной, необходимо сотрудничество с родителями. Важное место в работе отвожу информированности родителей о проблемах здоровьесбережения и психоэмоционального благополучия ребёнка. Просвещение родителей по данной проблеме осуществляю через буклеты:
«Подари мне музыку» - о видах музыкальной деятельности, их значении.
«Лечение музыкой» - о терапевтическом влиянии музыки на организм человека.
«Здоровье на кончиках пальцев» - о роли и значении пальчиковых игр.
Выступая на родительских собраниях и помещая материалы в родительский уголки заставила родителей по иному взглянуть на проблему здоровья ребенка, давая понять, что не только лекарство лечит ребёнка, но и правильно подобранные здоровьесберегающие технологии способны оздоравливать детей. В дальнейшем хочу организовать родительский клуб «Пойте вместе с нами».
В результате.
Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребёнка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольника.
Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата; развивает звуковысотный слух и ладовое чувство.
Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировок в ближайшем пространстве, фонематического слуха, правильности речи, а так же имеет профилактическое действие.