Людмила Шмакова
Конспект занятия по слушанию музыки «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: приобщить детей к слушанию классической музыки. Знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей создания музыкального сборника "Детский альбом" П. И. Чайковского и некоторыми произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки.
1 ЗАНЯТИЕ.
Публикация «Конспект занятия по слушанию музыки „Знакомство с творчеством П, И, Чайковского“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
Муз. рук. Ребята, мы уже с вами говорили о том, что П. И. Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. У него были племянники, которые занимались музыкой. Особенно его радовал племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен "Детский альбом", в который вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы, песенки разных стран. Сегодня мы с вами послушаем две пьесы П. И. Чайковского "Нянина сказка" и "Баба яга". В "Детском альбоме" они следуют одна за другой. Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (звучат пьесы).
Муз. рук. Как звучала музыка в пьесах?
Дети. Музыка сердитая, злая, тревожная.
Муз. рук. Молодцы! Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, недобрая, таинственная. На следующих занятиях мы с вами поговорим о каждой пьесе отдельно.
2 ЗАНЯТИЕ.
Муз. рук. На прошлом занятии звучали две сказки, рассказанные музыкой. Это "Нянина сказка" и "Баба яга". Кто написал эту музыку?
Дети. П. И. Чайковский.
Муз. рук. Угадайте, какую сказку я сейчас вам сыграю? (звучит "Нянина сказка") Как звучала музыка?
Дети. Музыка быстрая, громкая, колючая.
Муз. рук. Вы правильно определили характер произведения, но музыка в пьесе меняется, повествуя о каких-то сказочных событиях. Как меняется характер музыки в пьесе "Нянина сказка"?
Дети. Сначала музыка тревожная, отрывистая, злая, в середине плавная, тихая пугающая.
Муз. рук. Да, музыка звучит как недобрая страшная сказка (исполняется фрагмент пьесы, затем музыка как бы взлетает вверх, звучит громко и внезапно прерывается, как будто движение наталкивается на неожиданное препятствие. Мелодия как бы "скатывается" сверху вниз, затем будто притаилась, затихла. В средней части пьесы музыка пугающая, упрямая, как будто возникла преграда, которую никак не обойти. (звучит фрагмент) И снова музыка звучит как в начале сказки - отрывисто. Заканчивается пьеса таинственно. (звучит окончание пьесы)
3 ЗАНЯТИЕ
Муз. рук. Сегодня мы с вами послушаем пьесу "Баба яга" П. И. Чайковского. Как вы представляете Бабу ягу?
Дети. Страшная, злая, с большим носом, летает в ступе, с помелом. (звучит пьеса)
Муз. рук. Как рассказывает музыка о Бабе яге?
Дети. Музыка быстрая, страшная. Баба яга летает в ступе.
Муз. рук. Да, в начале пьесы музыка зловещая, будто Баба яга ковыляет, прихрамывая, затем музыка идет то вверх, то вниз, будто Баба яга мечется, ищет что-то. В средней части повторяющиеся звуки изображают движение, как будто Баба яга понеслась в своей ступе (звучит фрагмент). Третья часть повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко. Будто Баба яга поднялась под небеса. Но вот мелодия звучит все ниже и ниже. Это Баба яга спускается вниз на землю, закружилась, словно колдует и вдруг пропала. (звучит заключительная часть) Итак, мы с вами познакомились с двумя пьесами П. И. Чайковского из "Детского альбома". Назовите эти произведения.
Дети. Это "Нянина сказка" и "Баба яга".
Муз. рук. Правильно. На следующих занятиях мы послушаем другие пьесы из этого альбома и поговорим о них.