Ира Ковалева
Проект по художественно-эстетическому развитию «Детский альбом П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
В течение всех лет в своей работе я использую произведения П. И. Чайковского, в частности, произведения из его «Детского альбома». Детям очень нравятся произведения этого цикла, так как музыка пьес очень яркая, доступная, понятная для детей. Они с удовольствием слушают эти произведения, беседуют о характере музыки, танцуют и исполняют на детских музыкальных инструментах.
Темочки:
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
Поэтому тема проекта была выбрана не только мной, но и детьми, которые решили обратиться к произведениям, написанным композиторами для детей, а именно сочинениями П. И. Чайковского.
Выбор этого проекта связан с тем, что я работаю по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, а также с тем, что приоритетным направлением нашего ДОУ является художественно-эстетическое направление.
Паспорт проекта
Название проекта: П. И. Чайковский «Детский альбом.
Вид проекта: музыкально-эстетический.
Продолжительность: долгосрочный.
Тип проекта: творческий.
Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей
группы, родители.
Образовательная область: музыка.
Области интеграции: познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникационное развитие.
Ресурсы: материально-техническая база (музыкальный центр, диски с
классической музыкой).
Актуальность проекта:
Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно-нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания.
Цель проекта:
Формирование у детей представления о классической музыке, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребенка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Познакомить детей с одной из ярких страниц творчества П. И. Чайковского «Детский альбом».
• Формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей.
• Развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности при реализации проекта.
• Учить детей слушать, чувствовать и понимать содержание музыкальных произведений, учить импровизировать под музыку, передавать музыкальные образы в рисунках, в аппликациях, в танцах.
Развивающие:
• Развивать инициативность детей в игре на детских музыкальных инструментах в исполнении музыки П. И. Чайковского.
• Расширять языковой словарь музыкальных терминов.
• Развивать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
Воспитательные:
• Воспитывать эмоциональный отклик в слушании пьес Чайковского.
• Воспитывать любовь к музыке Чайковского.
1 этап. Подготовительный.
1. Сбор и изучение материалов по теме: статьи Л. Осиповой, В. Горностаевой, биографические данные.
2. Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений (публикации О. П. Радыновой).
3. Внесение изменений и дополнений в развивающую среду: оформление уголка Чайковского в музыкальном зале, изготовление стенда «Что мы знаем о Чайковском?».
4. Разработка плана реализации проекта: занятия, беседы о музыке Чайковского.
5. Анкетирование родителей.
2 этап. Практический.
Формы работы по основным направлениям дошкольного образования, по образовательным областям:
1. Образовательная область «Познание»:
- П. И. Чайковский – великий русский композитор, жизнь и творчество.
- История создания «Детского альбома».
- Рассказ о странах, где бывал Чайковский, народах, обычаях.
2. Образовательная область «Социализация»:
- Экскурсии в детскую школу искусств. Посещение концерта «Слушаем музыку Чайковского».
3. Образовательная область «Художественное творчество»:
- Продуктивная деятельность с педагогами по ИЗО.
- Девочки – изготовление эскизов бальных платьев для кукол.
- Мальчики – изготовление «лошадок».
4. Образовательная область «Музыка»:
- Непосредственно-образовательная деятельность.
а) Слушание музыки:
«Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Полька», Вальс, «Игра в лошадки», «Камаринская», «Баба Яга».
Музыкально-ритмическая деятельность:
Вальс с цветами, Танец с куклами, «Марш деревянных солдатиков».
Игра на музыкальных инструментах:
«Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка».
Пение:
«Немецкая песенка», «Старинная французская песенка».
Итог:
План реализации проекта
Время реализации Описание Ответственные
Октябрь - Выявление знаний о композиторе П. И.
Чайковском, о «Детском альбоме».
- Краткая биография Чайковского, показ
портретов.
- История создания «Детского альбома».
- Слушание пьес: «Болезнь куклы»,
«Камаринская».
- Беседа о характере музыкальных пьес.
- Показ иллюстраций. Музыкальный руководитель
Ноябрь - Слушание пьес: «Новая кукла», «Мужик на
гармонике играет».
- Беседа о характере музыкальных пьес.
- Показ иллюстраций.
- Рассматривание репродукций картин
художников 18 – 19 века.
- Разучивание танца «Вальса».
- Свободное рисование красками по теме
«Кукла». Музыкальный руководитель. Воспитатели старшей группы
Декабрь - Слушание пьес «Полька», «Игра в лошадки».
- Беседа о характере музыкальных пьес.
- Разучивание танца с куклами.
- Рисование красками по теме «Игра в лошадки».
- Игра «Лошадки».
- Занятие «Мир музыки П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель. Воспитатели старшей группы
Январь - Слушание пьес «Марш деревянных
солдатиков», «Мама».
- Беседа о характере пьес.
- Разучивание импровизации «Марш деревянных солдатиков».
- Свободное рисование по теме «Солдатики» Музыкальный руководитель. Воспитатели старшей группы
Февраль - Слушание пьес «Баба Яга».
- Беседа о характере пьесы.
- Вспомнить, в каких сказках встречается
персонаж Бабы Яги.
- Импровизация – этюд: изобразить под музыку
пьесу «Баба Яга».
- Игра «Баба Яга».
- Занятие «О чем может рассказать музыка
Чайковского» Музыкальный руководитель.
Март - Беседа о путешествиях П. И. Чайковского.
Беседа о странах. Показ иллюстраций.
- Слушание пьес «Неаполитанская песенка»,
«Итальянская песенка».
- Беседа о характере музыкальных пьес».
- Беседа об Италии и городе Неаполе. Показ
иллюстраций. Музыкальный руководитель.
Апрель - Слушание пьес «Немецкая песенка»,
«Старинная французская песенка».
- Беседа о характере пьес.
- Пение. Разучивание «Немецкой песенки» с текстом и «Старинной французской песенки» Музыкальный руководитель.
Май - Итог: «Чайковского повсюду знают».
- Выставка рисунков по теме «Детский альбом»
3 этап. Заключительный.
Обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.
Предполагаемые результаты.
Для детей.
1. Более качественное усвоение знаний в образовательной деятельности.
2. Развитие образного мышления и творческого воображения детей.
3. Обогащение представлений о классической музыке, знания о творчестве П. И. Чайковского.
4. Развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников, расширение кругозора, любознательности.
5. Проявление творческого самовыражения.
6. Дети, умеющие с интересом слушать классическую музыку, понимают музыкально-выразительные средства.
Для родителей.
1. Повышение музыкальной культуры.
2. Ориентация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в семье.
3. Повышение интереса к музыке П. И. Чайковского. Обогащение домашней фонотеки.
Для педагогов.
1. Появление интереса к классической музыке и ее использование в разных видах деятельности.
Выводы:
Я считаю, что такой проект очень нужный и значимый для музыкального развития дошкольников, так как он приобщает детей к подлинному искусству, формирует их музыкальный вкус, прививает любовь к искусству.
В данном проекте дети:
• Закрепили представления о композиторе, воспевающем свою Родину, природу, о композиторе, который создавал много музыки для детей.
• Дошкольники познакомились с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и его произведениями.
Как показал мониторинг:
• Воспитанники закрепили умение узнавать ту или иную пьесу «Детского альбома».
• Дети старшей группы правильно определяют характер и настроение прослушанной музыки.
• У дошкольников улучшилась музыкальная память, развивалось мышление, образное и творческое воображение.
• Дети научились анализировать музыкально-выразительные средства, улучшился их словарный запас.
• Воспитанники развили умение передавать содержание музыкальных произведений в движениях, рисунках и игре на музыкальных инструментах.
• У дошкольников развилась коммуникативная способность, творческая инициатива, самостоятельность.
• Сформировалось эмоционально-оценочное отношение к музыке.
В совместной деятельности с воспитателями старшей группы осуществлялось художественное творчество: дети рисовали музыку П. И. Чайковского. Составлен альбом с рисунками по произведениям «Детского альбома» Чайковского. Также прошла выставка этих рисунков.
Главное место в музыкальном воспитании детей принадлежит, конечно же, семье.
Для этого мною были проведены консультации родителей о произведениях П. И. Чайковского, созданы буклеты для родителей «Как научить ребенка слушать музыку?»; было проведено анкетирование. Для более успешной работы в проекте по музыкальному воспитанию детей было организовано взаимодействие с социумом: посещение концерта в ДШИ «Исполняем музыку Чайковского».
Литература.
1. О. И. Агапова, М. Давыдова «Мир музыкальных праздников». Изд. 5. Москва, 2006.
2. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду». 2008.
3. О. П. Радынова «Музыкальные шедевры».
4. Н. А. Калинина. П. И. Чайковский. – М. : Детская литература, 1988.
5. Л. Ю. Давыдов. Записки о Чайковском. - Музгиз, 1962.
6. Александр Познанский. «П. И. Чайковский». – Издательство «Молодая гвардия», 2010.
Анкета для родителей
«Классическая музыка в жизни семьи и детского сада»
1. Слушаете ли Вы классическую музыку вместе с детьми?
___
2. Каких композиторов и их произведения Вы знаете?
___
___
___
3. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду знакомить детей с классической музыкой?
___
4. Назовите произведения П. И. Чайковского.
___
___
___
5. Какие оперы П. И. Чайковского Вы знаете?
___
___
___
6. Статья «П. И. Чайковский и дети». Журнал «Музыкальный руководитель» - М., 2004, № 5.