Виктория Алексеева
Методическая разработка «Путешествие в страну целебной музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Пояснительная записка.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Публикация «Методическая разработка „Путешествие в страну целебной музыки“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.
Таким образом, данная методическая разработка направлена на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.
Актуальность.
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка целитель здоровья.
В. М. Бехтерев
Музыка – составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Мощное положительное влияние музыка оказывает на детей. На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Новизна.
На музыкальных занятиях успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховое представление, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Обязательно музыкальных занятиях используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме:
- Речевые игры (развивают слух и чувства ритма);
- пальчиковые игры (соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием);
- игровой массаж (тонизирует нервную систему);
- игроритмические упражнения (способствуют развитию воображения);
- валеологические песенки (подготавливают голос к пению);
- музыкотерапия (снимает напряжение и восстанавливает спокойное дыхание).
Цель: выявление и популяризация перспективных идей и практик. Способных повысить эффективность в работе по валеологическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением
с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье;
с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
Данная методическая разработка («Путешествие в страну целебной музыки») имеет место в Основной образовательной программе МБДОУ в содержательном разделе по образовательным областям «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Данная методическая разработка («Путешествие в страну целебной музыки») рассчитана на –30минут.
Содержание.
Под музыку в зал заходят дети и встают в кружок.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
«Доброе утро». сл. и музыка Арсеневской.
1. Доброе утро!- Хлопки
Улыбнись скорее! - и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день - «Пружинка».
Будет веселее. - Поднимают ручки вверх.
2. Мы погладим лобик,- Выполняют движения по тексту.
Носик, и щечки.
Будем мы красивыми, - Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки!- и левому плечу поочередно.
3. Разотрем ладошки - Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! - Разводят руки в стороны.
М. р. У Целебной Музыки есть помощницы - весёлые нотки здоровья, они расскажут, как музыка помогает нам укреплять своё здоровье. Живут они здесь, на нотном стане. Ой, а нотный стан пуст, где же нотки?
Под музыку появляется Царица музыка.
Царица. Ребята у меня случилась беда все мои нотки растерялись в волшебном лесу. Чтоб секрет здоровья вам узнать - надо нотки все собрать, Путь нелегкий предстоит. Вы готовы?
Дети. Да!
Комплекс профилактических упражнений
для верхних дыхательных путей «Паровоз привез нас в лес»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з (звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
М. р. Ребята, мы попали с вами в волшебный,музыкальный лес.
Царица. Смотрите, а вот и первая нотка возвращается на нотный стан. Ребята вы умеете мечтать? Помечтайте о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем, а потом поделитесь своими впечатлениями со мной, Царицей Музыки.
М. р. Устраивайтесь удобно на ковре, закрывайте глаза и немного помечтаем, а потом поделитесь своими мечтами, фантазиями.
Звучит музыка "Сладкая грёза" П. И. Чайковского
М. р. Необыкновенная музыка. Какими красивыми словами можно сказать о ней? А кто поделится своими мечтами, фантазиями?
Ответы детей.
М. р. Сколько замечательных слов, не зря П. И. Чайковский назвал свою музыку "Сладкая грёза" - это и есть сон, фантазии, мечты.
Давайте оживим свои фантазии, создадим выразительный, пластичный танец.
Двигательная импровизация под музыку "Сладкая грёза" П. И. Чайковского
М. р. Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что вам понравилось это задание. Вот и вторая нота возвращается на нотный стан.
Царица. Третья нотка живёт на поляне зеркальных цветов.
М. р. Ребята, посмотрите зеркальные цветы спрятали нотку, им грустно, к ним давно не прилетали бабочки, жучки, пчелки. Давайте позовем осу может тогда цветочки раскроют свои лепестки вернут нам нотку.
Массаж биологически активных точек лица «Оса».
Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски.
Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем основание бровей.
Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам.
Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам.
М. Р. Ребята, а вот и третья нотка!
Царица. Четвертая нотка живёт на полянке певчих птиц, если им понравиться ваша песенка они вернут нам нотку.
М. р. Ребята, я исполню для вас песню, а вы её внимательно послушаете, и скажите как она называется.
М. р. исп песню «Мы хотим чтоб птицы пели» Я. Жабко
Ответы детей.
М. р. Правильно ребята! Я предлагаю исполнить вам эту веселую песенку, но прежде чем ее исполнить, что нам необходимо сделать? Правильно, разогреть наши голосовые связки, подготовить наши голоса к пению. А поможет нам весёлая песенка про кота.
Валеологическая распевка «Два Кота»
М. р. Ну, вот, вы уже готовы. Сейчас мы споем песенку для певчих птиц.
Дети исп. песню «Мы хотим чтоб птицы пели» Я. Жабко
М. р. Как мы с вами исполняли песню? (Мы пели хором).
Как называется исполнитель, который поёт вместе с хором? (Солист).
М. р. Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение?
Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!
А вот и четвёртая нотка вернулась на нотный стан.
Царица. Засиделись вы немножко, ну-ка, разомнитесь, крошки.
М. р. Я предлагаю выполнить вам немного поиграть.
Музыкально - игровая гимнастика «По дорожке»
По извилистой дорожке
Предлагаю вам пройти.
Может, сможете, ребята,
В сказочный вы лес войти.
Идем спокойно, не спеша, Дети идут спокойным шагом под музыку
Прямо голову держа,
У всех осанка хороша.
Как солдаты мы шагаем, Дети маршируют высоко поднимая
Выше ноги поднимаем. колени, руки вдоль туловища под
Рук нельзя нам поднимать, «Марш деревянных солдатиков»
Только ножками шагать. П. И. Чайковского.
Спину прямо всем держать,
Чтобы было видно стать.
Вот пещера перед нами, Дети идут полу-приседом под музыку
Чтоб пройти присядем с вами. Э. Грига «В пещере горного короля»
Полу-приседом пойдем,
Чтоб не стукнуться нам лбом.
Побежим мы как лисички Легкий бег, дети показывают «повадки»
Очень хитрые сестрички, лисы под музыку «Гавот» Ф. Ж. Госсек.
Будем хвостиком вилять,
Будем след свой заметать.
Сказочные цветы на поляне Танец - фантазия «Вальс цветов»
Распустились. П. И. Чайковский.
В вальсе цветов они
Закружились.
Так красиво танцевали,
Но немного мы устали.
М. р. Как вы замечательно двигались. Движение - это тоже здоровье!
И пятая нотка находит своё место на нотном стане.
Царица. Ребята вы попали на полянку зайца- барабанщика, он вернет вам нотку если вы сыграете ему на музыкальных инструментах.
М. р. Ну, что ж, хорошо. Нам под силу это задание? (Ответ детей).
Оркестр «Лесная сказка»
М. р. Вот и шестая нотка!
Царица. А может нотка прятаться в весёлом танце? (Ответы детей).
М. р. Проверим? Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать!
Танец «Ромашковое поле» Ю. Силиверстова
М. р. Посмотрите, последняя нотка вернулась на нотный стан. Царица музыки поделилась своим секретом! Давайте вместе прочитаем, кто нам сегодня помогал укреплять здоровье.
Дети читают слово на нотках "МУЗЫКА!"
Правильно, музыка нам помогала укреплять здоровье!
Царица. Вы вернули все мои нотки на нотный стан, спасибо, вам, ребята, до свидания!
М. р. Вот и подошло к концу наше занятие, нам пора прощаться, давайте споё м друг другу: «До свидания!».
Дети уходят из зала.
Методические рекомендации :
Занятие (ОД) разработано для детей подготовительной группы (6-7лет). ОД рекомендуется проводить в музыкальном зале, оборудованном проектором, экраном, ноутбуком, музыкальным центром. Необходимо подготовить необходимые атрибуты, музыкальное оформление, а так же презентацию. Нужно учесть психолого-педагогические особенности детей данного возраста, их физическое развитие. При разработке ОД соблюдена интеграция областей: физического развития, познавательного развития, развития речи, социально-коммуникативного развития, художественно - эстетического развития. Использованы следующие методы : игровой, продуктивный, двигательный, коммуникативный. Разработка соответствует «ФГОС ДО», может быть использована воспитателями ДОУ, руководителями кружков, педагогами начальных классов. Данная методическая разработка может быть использована на занятиях в творческих объединениях в системе дополнительного образования и на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.
Материалы, инструменты, оборудование:
Методическая литература, Костюм Царицы музыки, Проектор, экран, ноутбук, фортепиано, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, колокольчики, деревянные палочки, ромашки (для танца на каждую руку).
Литература.
1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.