Надежда Заплохова
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми.
Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса, и не замедлят испортиться.
Дайте детству созреть в детях».
Ж. Ж. Руссо
Сюжетно-ролевые игры детей бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.
Публикация «Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, компьютер, общение с взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.
Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.
Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющегося у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечения игрового времени и пространства.
Чтобы игровая деятельность служила целям полноценного развития личности дошкольника, основные ее виды должны быть своевременно освоены детьми во всем комплексе их специфических характеристик.
Деятельность воспитателя детского сада по руководству игрой дошкольника должна быть направлена на:
• соблюдение прав ребенка на игру в режиме дня;
• специальную работу по ознакомлению детей с окружающим в активной деятельности;
• на передачу детям игровых способов в совместной с ними игре или в обучающих играх;
• на организацию предметно-игровой развивающей среды для группы детей в зависимости от их возраста, интересов, уровня развития игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр «Здоровье»
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
1. Экскурсия в медицинский кабинет (наблюдение за работой врача).
2. Экскурсия в физиокабинет.
3. Экскурсия в поликлинику (уточнить, что все врачи ведут прием с медсестрой, какими инструментами пользуются врачи).
3. Рассказ воспитателя о том, какие кабинеты есть в больнице и как зовут в них врача (хирург, окулист, рентгенолог).
4. Экскурсия в аптеку (наблюдение за отпуском лекарства, некоторые лекарства продают только по рецепту врача).
5. Наблюдение за работой массажиста.
6. Наблюдение за работой медсестры по лечебной физкультуре.
7. Наблюдение за работой физкультурного руководителя.
8. Провести цикл занятий «Уроки Мойдодыра» и по книге «В гостях у
Айболита».
9. Обновить атрибуты для игры.
10. Рассматривание иллюстраций из книг и картин о работе врачей.
11. Индивидуальные беседы.
12. Беседа «Мой помощник - врач».
13. Показ детям игры «Скорая помощь»:
– показ игровых действий воспитателем,
– напоминание и вопросы к детям,
– поощрение правильных поступков детей во время игры.
12. Игра «Врача вызывали»:
– обращение к личному опыту,
– использование новых атрибутов в игре.
13. Игра «У тебя заболел зуб»:
– знакомство с атрибутами зубного техника,
– проследить за разговором врача и пациента.
14. Игра «На приеме у врача».
15. Игра «Аптека»: проследить, как используются знания, полученные на экскурсии.
16. Игры с использованием ситуаций:
– если твой друг поцарапался,
– твой брат порезал пальчик,
– если у тебя поднялась температура,
– что делать, если укусила пчела,
– в нашей группе больной,
– зайчик заболел.
Художественная литература
1. Чтение «Айболит» К. Чуковского.
2. Житков «Обвал».
3. И. Туршинин «Человек заболел»
4. С. Маршак «Ледяной остров»
Сюжетно-ролевая игра «Дом моды «Силуэт»
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
1. Предложить детям сходить в ателье (знакомство с организацией)
2. Занятие - «Магазин тканей» (совершенствовать навыки речевого общения, обогащать обязанности работника отдела раскроя одежды в магазине «Ткани»)
3. Занятие - составление рассказов на тему «Одежда» (учить составлять
описание одежды, пользуясь планом, поощрять попытку доводить до конца роль, взятую на себя, развивать воображение)
4. Встреча с работником ателье (дать детям знания о труде работников ателье, помощниках - машинах, о слаженности в работе сотрудников
5. Сюжетно-ролевая игра «Ателье», «Выставка кукольной одежды» (уточнить представление о работе закройщика и приемщика, обогащать навыки общения, воспитывать умение составлять описательные рассказы, задавать вопросы)
6. Занятие «Ознакомление со свойствами ткани». Дидактическая игра «Ателье» (Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия и свойства тканей, учить подбирать ткань для одежды разных видов, различать и правильно называть детям одежду).
7. Игра «Ателье»:
– знакомство с работниками ателье (заведующая, приемщик, закройщик, швея, заказчик, вышивальщица,
– какие материалы продаются в ателье (шерсть, хлопок, бархат, шелк,
вельвет и т. д. ,
– показ приема заказчика,
– как делать выкройку,
– как снимать мерки,
– как раскраивать материал,
– швея за работой (умение работать с иголкой,
– учись пришивать пуговицу.
8. Занятие «Завяжу узелок и буду шить» (выполнение различных швов).
9. Работа с бисером (вышивание).
10. Игра «Учусь вышивать» (выполнение узора с помощью цветных ниток).
11. Игра «Мы модельеры» (вырезание кукол и одежды для них).
12. Разучить стихотворение «Ты портной, такой умелый, сшей для кукол фартук белый. Я сама бы сшить могла, но пока еще мала».
13. Конкурс «Мода в детском саду».
14. Игры с созданием ситуаций:
– у тебя порвалось платье,
– тебя пригласила подруга поиграть в куклы, а у куклы нет нового платья,
– что было бы, если у человека не было бы одежды.
Художественная литература
Иголка с ниткой
Знакомство с загадками: например,
1) Держится подружка за мое за ушко,
Стежкою одною век бежит за мною. (О. Тарнопольская)
2) Маленького роста я, тонкая и острая
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (А. Рождественская).
Сюжетно-ролевая игра «Гаи»
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
1. Экскурсия по улицам города (знакомить с грузовым и легковым транспортом, с марками машин)
2. Экскурсия к автобусной остановке (наблюдение за работой шофера).
3. Экскурсия к автостоянке машин (наблюдение за парковкой машин)
4. Экскурсия к кухне (наблюдение за машиной «Продукты»)
5. Беседа о транспорте и труде водителя Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить активный словарь за счет названий автомашин, уточнить представление дошкольников и грузовом и пассажирском транспорте, о труде водителя)
6. Беседа о транспорте, труде шофера. Уточнить и обогатить представления детей о грузовом и пассажирском транспорте, активизировать в речи соответствующие слова, продолжать учить объединять предметы в пары по материалу, из которого вещи изготовлены по цвету.
7. Беседа о транспорте Уточнить и обогатить представление о транспорте, подчеркнуть общественную значимость труда шофера, водителя, механика, закрепить представление о грузовом и пассажирском транспорте. Учить подбирать родственные слова к словам груз, такси, пассажир, автобус.
8. Игра «Такси» - учить детей обращаться вежливо с пассажирами.
9. Конкурс загадок «Угадай машину»
10. Помощь воспитателю в изготовлении машин для игры «Улицы нашего города».
11. Конкурс машин. (Назвать марку машины, к какому виду транспорта она относится, какую работу выполняет).
12. Рисование «Я и дорога», «Машины города».
13. Коллективные строительные игры с деревянным конструктором «Постройка гаража».
14. Рассматривание иллюстраций из художественных книг.
15. Встреча-беседа с механиком гаража (как ремонтируют машины).
16. Прослушивание песен «Песенка шофера», «Шофер» Г. Фрида, «Машина».
17. Закрепить правила в подвижных играх «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый».
18. Аппликация «Твоя любимая машина».
19. Показ игры «Автобус» с использованием ситуаций «А как поступили бы вы?»:
– автобус останавливается на остановке,
6
– шофер, пассажиры взаимно вежливы,
– шофер объявил остановку,
– в автобус вошла женщина с ребенком.
22. Игры с созданием ситуаций:
– что будет, если на ходу выпрыгнут из автобуса,
– у шофера сломалась машина,
– в автобусе кончился бензин,
– тебе наступили на ногу,
– ты толкнул человека.
23. Занятие. Обучение рассказу: сюжетно-ролевая игра «Выставка машин» Учить детей составлять рассказы - описание различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них, обогащать словами, необходимыми для общения с окружающими, учить держаться в соответствии с ролью, взятой на себя в игре.
Художественная литература
– Как ребята переходили улицу
– Машины на нашей улице
– «Автомобиль» Н. Носов.
– «Трамвай и его семья» (три сигнала светофора)
– Отрывок из книги «Кем быть»
– «Светофор»
– «Мамин троллейбус»