Любовь Иванова
Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Предисловие.
Уважаемые педагоги
дошкольных образовательных учреждений!
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста, поэтому я считаю, что данная разработка поможет Вам понять значение игры для развития ребёнка, социальную природу ролевой игры, главные противоречия детской игры.
Предлагаю Вашему вниманию из опыта работы план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.
Надеюсь, что данный материал будет Вам полезен.
Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, радости и удовлетворения в труде!
Введение.
Понятие «игра» в русском языке многозначно. Ролевая игра, или творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая определённую роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, водителя, мамы, дочки. Из этого образа вытекают игровые действия ребёнка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или весёлой, ласковой и нежной. Образ проигрывается и запоминается. Почти все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра берёт свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребёнка в период раннего детства. Сначала ребёнок поглощён предметом и действиями с ним. Когда он овладеет действием, то начинает осознавать, что действует сам, как и взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. Нам известно, что в дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему, взрослый и его действия становятся для ребёнка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр, один из них: образно – ролевая игра.
Мы наблюдаем, как ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развёртывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Образно – ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного возраста. В практической части я предложу Вашему вниманию план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.
В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, а состав участников может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, трёхлетний ребёнок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры.
Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
Игра начинается с договора. Старшие дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает понимать и принимать ролевые права и обязанности. Например, «врач», если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать, чтобы «пациент» выполнял его указания.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают окружающий мир и его многообразие. Они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и т. д. По мере взросления ребёнка, усложняются сюжеты игр. Например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет – 50 минут. Наряду с разнообразием сюжетов, увеличивается и длительность игры. Игровой сюжет чаще всего не планируется ребёнком младшего возраста, а возникает ситуативно, в зависимости от того, какой предмет попал ему в данный момент в руки. Игра же у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.
Актуальность проблемы.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.
В игре дети познают смысл человеческой деятельности, начинают ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.
• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка.
• В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.
• Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка.
• В развитой сюжетно-ролевой игре у детей формируется творческое воображение.
• Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления.
• Игра создаёт реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребёнку для успешного перехода к учебной деятельности.
Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является «выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста». В игре выражается такое стремление ребёнка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребёнка. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берут на себя дети. Роль является основной единицей развитой формы игры, а игровое действие является способом осуществления роли. Например, роль шофёра или продавца невозможно выполнять без реальных игровых действий.
Наши дошкольники, к сожалению, проводят много времени у экранов телевизоров, поэтому лучше знакомы с жизнью иностранных героев и предпочитают брать на себя их роли, а не производственные или профессиональные (врача, повара, учителя). Однако это не меняет сути игры : при всём многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей, их поступки и отношения.
Цель разработки : оказание методической помощи воспитателям в понимании значения, социальной природы, противоречий ролевой игры для развития ребёнка и в планировании организации сюжетно-ролевой игры.
Содержание проблемы.
Как возникает роль в игре ребёнка?
Ответу на этот вопрос посвящено исследование Н. Я. Михайленко «Педагогические принципы организации сюжетной игры», в котором осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры : пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребёнка к сюжетной игре и др.
Главный вывод из этого исследования: переход к роли в игре требует руководства со стороны воспитателей и родителей. Для того чтобы сформировать ролевую игру, я в своей практике провожу совместные игры с детьми и стараюсь фиксировать все произведённые ребё нком действия: «ты играл в доктора», «ты играл в почтальона». После совместных игр, дети охотно играют при простом сюжете и легко берут на себя роли.
Самое важное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнёра через игровой образ.
Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет внимательно следят, насколько их действия и действия партнёров соответствуют общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает: «мамы так не делают» или «суп после второго не едят». Игра с правилами способствует продуктивному для ребёнка общению, его социализации.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем детям и зависит от темперамента. Поэтому, чтобы научить детей играть в традиционные сюжетные игры, я стараюсь придерживаться следующих принципов:
•Начать играть с ребёнком самим, рассказать, как играли вы, ваши родители, в какие игры.
•Придумать или пригласить посредника – куклу, партнёра по игре.
•Поощрять в ребё нке все проявления инициативы и фантазии: новые слова, образы, ассоциации, новые роли.
•Использовать театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или театра масок (для застенчивых детей важно, что не видно их лица)
•Не привлекать в игру ребёнка вопреки его желанию, важно, чтобы ему было комфортно.
Умение играть – это не просто возрастной навык, это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более лёгкой и радостной. К концу дошкольного возраста игра изменяется и достигает высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы. Для первой фазы (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия. Во второй фазе (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет. Но именно в игре создаётся нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность.