Кристина Метелева
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.
Смагина А. С. ,Метелева К. И.
МБДОУ «Детский сад № 226», г. Новокузнецк
Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не воспитаны нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то воспитание нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами. [4]
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. [7]
Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми - очень длительный тонкий и сложный процесс. Необходимо отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одним из основных средств организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. [1]
Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре воспитываются все стороны личности ребенка. Этим объясняются огромные возможности игры в воспитании основ вежливости. [6]
Использование сюжетно-ролевых игр способствует оптимальной возможности воспитания основ вежливости.
Теоретической основой для нашего исследования послужили труды отечественных педагогов и психологов, таких как – А. С. Макаренко, В. А. Горбачева, А. В. Черкова, Е. Ю. Демурова, С. В. Петерина, Н. Курочкиной, Р. С. Буре др.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Целью нашего исследования выступает отображение возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
В ходе эксперементального исследования нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
2. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
3. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.
Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми длительный и сложный процесс.
Вежливость – универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему, направленную на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствие ожиданиям партнера.
В нашем исследовании за основу мы берем определение, которое дает Курочкина, и в дальнейшем под вежливостью будем понимать - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. [3]
Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения. [5]
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры предоставляют возможность для максимально полного воспитания основных принципов и положений вежливости. Выполнение ролей взрослых в игре способствует преодолению невежливости у отдельных детей. Однако эпизодическое воздействие на ребенка не дает результата, необходима систематическая работа в этом направлении во время подготовки к игре, а так же при обсуждении с детьми их поведения в играх. [2]
Нами проведено исследование.
Анализ результата проведения экспериментальной работы позволил прийти к следующим выводам. В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности вежливости (60%,представления детей характеризуются неконкретностью, неточностью, они знают этику поведения, эмоционально принимают нравственные нормы поведения, но не всегда им следуют. В общении не всегда вежливы. Не всегда осознанно следуют этике поведения, что подтвердило актуальность темы исследования и необходимость проведения формирующего эксперимента.
Установлено, что в ходе проведения контрольного эксперимента произошли небольшие изменения в уровнях сформированности вежливости. 50% детей обладали общими представлениями, но в то же время степень сформированности осознанного применения норм вежливости осталась низкой. Это связано, на наш взгляд, с отсутствием системы работы по решению этой проблемы в условиях семьи, в результате чего знания о нормах вежливости чаще не становились руководством в действиях детей по решению возникающих нравственных проблем.
Сравнительный анализ полученных данных показал, что целенаправленное использование сюжетно-ролевых игр способствует налаживанию коллективных взаимовежливых отношений дошкольников и педагогов.
В ходе нашего наблюдения можно отметить почти у каждого ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования вежливости при условии осуществления преемственности в работе между ДОУ и семьей, проведения предварительной работа по накоплению понятий и слов культурного этикета.
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : «Просвещение», 1968. – 464с.
2. Богуславская, З. М., Смирнова Е. О. Роль игры в нравственном развитии ребенка [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : «Просвещение», 1991. – 210с.
3. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И. Н. Курочкина. – М. : «Владос», 2001. – 224с.
4. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1975. – 239с.
5. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н. И. Формановская - М. : Высшая школа, 2002. – 160с.
6. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М: Просвещение, 1999. - 300с.
7. Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д. Б. Эльконин. // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5. – С. 23-30.