Наталия Юрикова
Конструирование в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать
+ Заказать документы
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Целью работы стало: развитие у детей общих познавательных и творческих способностей. Задачи:
1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.
2. Расширять знания и представления детей о предметном мире.
3. Развивать наглядно-образное восприятие.
4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Публикация «Конструирование в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Умственное воспитание дошкольников во все времена имеет большое значение. Развивая умственные способности у детей, мы даем им знания, развиваем конкретные навыки и умения. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и умения, сколько то, каким образом они усваиваются детьми. Важно в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени определят развитие их умственных способностей. Для детей дошкольного возраста это прежде всего действия по использованию и построению наглядных моделей различных типов и содержания.
Для этой цели детское конструирование может быть успешно использовано уже потому, что оно по своей природе является деятельностью практического моделирования как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н. Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко.
Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д., но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т. д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.
Конструирование в старшем дошкольном возрасте.
У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли. Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами, способны правильно ответить и объяснить, что они делают, умеют договориться, что будут вместе конструировать. В затруднительных случаях воспитатель должен прийти на помощь: подсказать отдельные приемы работы, уточнить характерные особенности формы, детали изображаемого предмета, показать соответствующие иллюстрации. Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Так они постепенно готовятся к школе, т. е. учатся внимательно воспринимать задания и выполнять их, самостоятельно решать ряд конструктивных задач, сознательно и настойчиво овладевать новыми способами работы. В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию. Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге, сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Для изготовления поделок используют плотную белую и цветную бумагу, тонкий картон, всевозможные коробки и другие материалы. Дети старшей группы продолжают мастерить игрушки из природного материала. В уголке изобразительной деятельности должны быть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
Основной формой работы являются занятия. В каждой возрастной группе они проводятся по 3-4 раза в месяц и включают 26-28 занятий в год. Наиболее эффективно осваивается материал программы на занятиях с небольшими группами детей из 10-12 человек. Вот пример одного занятия по конструированию в старшем дошкольном возрасте. Ход занятия. Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Написали нам игрушки из города Гриляндия. До них донеслась весть о том, какие мы с вами умеем строить дома, машины, города, пожарные части и т. д. И они просят вас построить для них такие же красивые и удобные дома, стоянки для автомобилей, пожарные части.
Вы готовы помочь игрушкам из Гриляндии?
Ответы детей.
Воспитатель.
Тогда давайте разделимся на команды: девочки построят домик для куколок, а мальчики постоят стоянку для машин и пожарную часть.
Воспитатель.
Для того чтобы у нас получились красивые постройки давайте рассмотрим картинки (показ иллюстраций с разными домами, стоянками и пожарными частями)
Посмотрите на эти картинки здесь везде изображены дома. (стоянки, пожарные части)
А чем они похожи?
Ответы детей.
Чем различаются?
Ответы детей.
А теперь давайте выберем кто какую постройку будет делать.
Воспитатель
Ребята, к постройкам нужно отнестись серьезно, потому что все постройки мы потом сфотографируем и отправим в обратном письме игрушкам в Гриляндию. А они будут оценивать понравятся им или нет. Ну что ж, ребятки, приступаем к работе.
Во время постройки звенит звонок.
Воспитатель
Ребята вы наверное уже устали сидеть, давайте сделаем перерыв и разомнемся.
Физкультминутка
Мне не хочется сидеть,
Нужно встать и отдохнуть.
Руки вверх, руки вниз, повернись
На соседа своего оглянись.
Руки вверх, руки в стороны.
А затем над головой,
А теперь их опустите.
Потрясите, дети, несколько раз,
А затем, повторим еще раз.
Перерыв закончен. Ребята, продолжаем работу.
Подведение итогов работы.
Молодцы, вы закончили работу. Вы старались. Давайте полюбуемся на наши постройки. Ребята, вы сегодня молодцы, справились с ответственным заданием. А теперь ребята давайте сфотографируем ваши постройки и будем составлять письмо в Гриляндию, затем когда распечатаем фотографии вложим фотографии и отправим наше письмо. Таким образом, конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. Детское конструирование, традиционно считающееся творческой деятельностью, на самом деле таковой не является без специально организованного обучения. При организации действий пространственного моделирования к концу дошкольного детства дети свободно оперируют разными видами графических моделей: переводят одно схематическое изображение в другое, сделанное с другой условной позиции; удерживают схематизированный образ предмета в представлении, используют его при разработке собственного замысла. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.