Получи документы

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре»

Татьяна Божко
Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель оценки : изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих способностей, детей с учетом их половой дифференциации.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста.

2. Исследовать особенности креативности детей 5-6 лет.

Для решения поставленных задач было проведено 2 серии диагностики.

Публикация «Методическая разработка „Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах

1-я серия эксперимента была направлена на изучение состояния игровой деятельности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, для чего были отобраны следующие методики : наблюдение за детьми в игровой деятельности, беседа с ребенком, диагностика игровых интересов дошкольников, анкетирование родителей.

При наблюдении за детьми подлежали оценке поведенческие и психологические компоненты игровой деятельности, то есть в процессе исследования анализировалось игровое поведение ребенка, выполняющего предложенные ему задания и отвечающего на заданные ему вопросы. Основными сферами наблюдения в исследовании являлась речь ребенка, отношение к игре, к выбору тематики игры.

Цель наблюдения: изучить особенности игрового взаимодействия, умений и игровых позиций мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек проводится в естественных условиях по следующим показателям, разработанных Серовой Н. Н. (Основы, 1999).

Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры были разработаны следующие критерии :

- длительность ролевого взаимодействия;

- разнообразие ролевых действий;

- специфика объединения в игре;

- позитивность взаимодействия в игре.

Другим важным инструментом анализа являлась беседа с ребенком (Харчевникова А. Н., Деркунская В. А.). В беседе была получена дополнительная исчерпывающая информация от ребенка о его настроении, общении со сверстниками, играх в детском саду и дома. Цель беседы заключалась в выявлении игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет.

Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет были разработаны следующие критерии :

- частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;

- частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;

- привлекающие мальчиков и девочек игрушки;

- предпочитаемые партнеры по игре.

Анкетирование родителей (Харчевникова А. Н., Деркунская В. А.). Цель: выявить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста дома.

При анализе ответов родителей обращалось внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребенок дома, каковы источники их происхождения, с родителем или ребенком какого пола он больше всего любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и семье.

Результаты анкетирования необходимы для того, чтобы сравнить игровые интересы, ход игры, ее особенности у мальчиков и девочек в детском саду и дома.

2 серия эксперимента была направлена на изучение творческих способностей детей. Для решения задачи второй серии эксперимента были отобраны следующие методики : наблюдение за самостоятельной деятельностью ребенка, методика оценки творческого мышления Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник, методика «Дорисовывание фигур» (на основе методики О. М. Дьяченко, беседа с детьми о творчестве (на основе методики диссертационного исследования А. Н. Бельковой).

Задание№1. Наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка в центре речевого творчества, в книжном уголке, в уголке изобразительного творчества.

Цель: определить интерес детей к разным видам творческой деятельности.

Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на занятиях примерно в течении недели.

Наблюдение осуществлялось по следующим критериям:

-активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности);

-самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами без привлечения помощи взрослых или сверстников);

-инициативность (внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);

- нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);

- упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);

- любознательность (активность, направленная на познание окружающего мира; вопросы: «почему», «что это» и т. д. ;

- сензитивность к новым стимулам. Высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам);

- качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).

Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за ребенком, фиксировались в специальных картах-бланках.

Задание №2. «Использование предметов» (методика оценки творческого мышления Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник).

Цель: оценка уровня развития вербального творческого мышления.

Задание№3. «Дорисовывание фигур» (на основе методики О. М. Дьяченко).

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Задание №4. «Беседа о творчестве» (на основе методики диссертационного исследования А. Н. Бельковой).

Цель: выявить отношение к творчеству (вопросы 3. 4, 5) и представление ребенка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).

Вопросы беседы:

1. Как ты думаешь, что такое фантазия? А творчество что такое?

2. Кто может заниматься сочинять, придумывать, фантазировать?

3. Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?

4. Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?

5. Хотел бы ты придумывать, сочинять?

В целом вторая серия эксперимента была направлена на изучение специфики творческого мышления и воображения у детей 5-7 лет, как основа для содержания творческих монологов.

Выводы

Анализ полученных результатов диагностики позволил выявить следующие особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они много сюжетов заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино, ролевых компьютерных игр). Игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Это свидетельствует о дифференцированных игровых интересах мальчиков и девочек, что обусловлено их половой принадлежностью.

Тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая (девочки больше знают и умеют в сфере быта, а мальчиков – техническая и общественная (мальчики - в сфере техники, а также они много заимствуют сюжетов для игр из телевидения).

Мальчики и девочки в сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки: девочки используют игрушки в ограниченном пространстве (их игры малоподвижны, мальчики - в неограниченном пространстве, так как их игры более подвижны.

Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Старшие дошкольники играют только с детьми своего пола. Здесь важна общность интересов детей одного пола, а также их ориентация на те личностные качества, модели поведения, которые присущи женскому или мужскому полу. В реальном общении мальчики и девочки доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.

Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков – разнообразнее. Уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек. Игра мальчиков находится на более высоком уровне развития, что отражается в сюжетосложении; в ролевом взаимодействии (хоть и не продолжительном); в игровом творчестве. Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. Между девочками реже возникают конфликты, то есть наблюдается конструктивность взаимодействия в игре, а если возникают, то они прибегают к помощи воспитателя. Мальчики решают конфликтные ситуации посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие не длительно. Мальчики и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов.

Мальчики и девочки занимают игровые позиции, которые имеют свои особенности: «артисты» - дети самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, «озвучивают» героев и комментируют сюжет; «режиссер» - дети отличаются умением создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и атрибутами по своему усмотрению., «сценарист», «костюмер», «оформитель» - дошкольники способны определять место для игры, подобрать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления с воспитателем недостающих атрибутов для игры, «зрители» - дошкольники отличаются умением быть доброжелательными сторонними наблюдателями, до конца наблюдают игру, адекватно реагируют на происходящее, отвечают на обращение «артистов», позитивно оценивают игру сверстников.

Приведенные выше результаты свидетельствуют о половой принадлежности, ее осознанием и идентификацией себя с его типичными представителями, у которых черты мужественности или женственности в поведении, выполняемых половых социальных ролях выражены наиболее отчетливо. Выявленные особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек 5-6 лет являются и традиционными и современными.

Результаты развития креативности детей 5-6 лет показали, что:

• уровень развития творческого мышления и воображения средний или низкий, (67% и 13% соответственно, дорисовывая «волшебные» фигуры, дети часто пользовались, изобразительными штампами, по всей вероятности, привитыми им взрослыми. Уровень развития вербального творческого мышления также низкий или средний (суммарно более 90%, в большинстве случаев дети смогли назвать только прямое назначение предмета.

- по группе в целом, следует отметить выраженность таких критериев, как активность, инициативность и любознательность, что показывает наличие значительного интереса к творчеству, который мог бы служить основой дальнейшего развития творчества детей данной группы;

- у детей старшего дошкольного возраста велик интерес к творческому рассказыванию, в исследуемой группе высокий уровень интереса показали - 54% детей, средний – 33%;

- дети 5-6 летнего возраста имеют затруднения при составлении рассказов о персонаже, заданном словесно, им требовались опорные вопросы, они искали помощи воспитателя в случае затруднения с придумыванием продолжения рассказа (54% были отнесены к среднему уровню, 33% детей – к низкому).

Публикации по теме:

Инсценирование сказки «Три медведя» Видео Приобщение к русским народным сказкам. Инсценирование с целью формирования, выявления и развития индивидуальных творческих способностей.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения В статье рассматривается важность вопроса формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Освещен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре»
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 21:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Божко (УИ 333735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД