Татьяна Божко
Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель оценки : изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих способностей, детей с учетом их половой дифференциации.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности креативности детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач было проведено 2 серии диагностики.
Публикация «Методическая разработка „Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
1-я серия эксперимента была направлена на изучение состояния игровой деятельности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, для чего были отобраны следующие методики : наблюдение за детьми в игровой деятельности, беседа с ребенком, диагностика игровых интересов дошкольников, анкетирование родителей.
При наблюдении за детьми подлежали оценке поведенческие и психологические компоненты игровой деятельности, то есть в процессе исследования анализировалось игровое поведение ребенка, выполняющего предложенные ему задания и отвечающего на заданные ему вопросы. Основными сферами наблюдения в исследовании являлась речь ребенка, отношение к игре, к выбору тематики игры.
Цель наблюдения: изучить особенности игрового взаимодействия, умений и игровых позиций мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек проводится в естественных условиях по следующим показателям, разработанных Серовой Н. Н. (Основы, 1999).
Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры были разработаны следующие критерии :
- длительность ролевого взаимодействия;
- разнообразие ролевых действий;
- специфика объединения в игре;
- позитивность взаимодействия в игре.
Другим важным инструментом анализа являлась беседа с ребенком (Харчевникова А. Н., Деркунская В. А.). В беседе была получена дополнительная исчерпывающая информация от ребенка о его настроении, общении со сверстниками, играх в детском саду и дома. Цель беседы заключалась в выявлении игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет.
Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет были разработаны следующие критерии :
- частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;
- частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;
- привлекающие мальчиков и девочек игрушки;
- предпочитаемые партнеры по игре.
Анкетирование родителей (Харчевникова А. Н., Деркунская В. А.). Цель: выявить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста дома.
При анализе ответов родителей обращалось внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребенок дома, каковы источники их происхождения, с родителем или ребенком какого пола он больше всего любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и семье.
Результаты анкетирования необходимы для того, чтобы сравнить игровые интересы, ход игры, ее особенности у мальчиков и девочек в детском саду и дома.
2 серия эксперимента была направлена на изучение творческих способностей детей. Для решения задачи второй серии эксперимента были отобраны следующие методики : наблюдение за самостоятельной деятельностью ребенка, методика оценки творческого мышления Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник, методика «Дорисовывание фигур» (на основе методики О. М. Дьяченко, беседа с детьми о творчестве (на основе методики диссертационного исследования А. Н. Бельковой).
Задание№1. Наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка в центре речевого творчества, в книжном уголке, в уголке изобразительного творчества.
Цель: определить интерес детей к разным видам творческой деятельности.
Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на занятиях примерно в течении недели.
Наблюдение осуществлялось по следующим критериям:
-активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности);
-самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами без привлечения помощи взрослых или сверстников);
-инициативность (внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
- нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
- упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
- любознательность (активность, направленная на познание окружающего мира; вопросы: «почему», «что это» и т. д. ;
- сензитивность к новым стимулам. Высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам);
- качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).
Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за ребенком, фиксировались в специальных картах-бланках.
Задание №2. «Использование предметов» (методика оценки творческого мышления Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник).
Цель: оценка уровня развития вербального творческого мышления.
Задание№3. «Дорисовывание фигур» (на основе методики О. М. Дьяченко).
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Задание №4. «Беседа о творчестве» (на основе методики диссертационного исследования А. Н. Бельковой).
Цель: выявить отношение к творчеству (вопросы 3. 4, 5) и представление ребенка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).
Вопросы беседы:
1. Как ты думаешь, что такое фантазия? А творчество что такое?
2. Кто может заниматься сочинять, придумывать, фантазировать?
3. Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?
4. Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?
5. Хотел бы ты придумывать, сочинять?
В целом вторая серия эксперимента была направлена на изучение специфики творческого мышления и воображения у детей 5-7 лет, как основа для содержания творческих монологов.
Выводы
Анализ полученных результатов диагностики позволил выявить следующие особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они много сюжетов заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино, ролевых компьютерных игр). Игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Это свидетельствует о дифференцированных игровых интересах мальчиков и девочек, что обусловлено их половой принадлежностью.
Тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая (девочки больше знают и умеют в сфере быта, а мальчиков – техническая и общественная (мальчики - в сфере техники, а также они много заимствуют сюжетов для игр из телевидения).
Мальчики и девочки в сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки: девочки используют игрушки в ограниченном пространстве (их игры малоподвижны, мальчики - в неограниченном пространстве, так как их игры более подвижны.
Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Старшие дошкольники играют только с детьми своего пола. Здесь важна общность интересов детей одного пола, а также их ориентация на те личностные качества, модели поведения, которые присущи женскому или мужскому полу. В реальном общении мальчики и девочки доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.
Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков – разнообразнее. Уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек. Игра мальчиков находится на более высоком уровне развития, что отражается в сюжетосложении; в ролевом взаимодействии (хоть и не продолжительном); в игровом творчестве. Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. Между девочками реже возникают конфликты, то есть наблюдается конструктивность взаимодействия в игре, а если возникают, то они прибегают к помощи воспитателя. Мальчики решают конфликтные ситуации посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие не длительно. Мальчики и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов.
Мальчики и девочки занимают игровые позиции, которые имеют свои особенности: «артисты» - дети самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, «озвучивают» героев и комментируют сюжет; «режиссер» - дети отличаются умением создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и атрибутами по своему усмотрению., «сценарист», «костюмер», «оформитель» - дошкольники способны определять место для игры, подобрать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления с воспитателем недостающих атрибутов для игры, «зрители» - дошкольники отличаются умением быть доброжелательными сторонними наблюдателями, до конца наблюдают игру, адекватно реагируют на происходящее, отвечают на обращение «артистов», позитивно оценивают игру сверстников.
Приведенные выше результаты свидетельствуют о половой принадлежности, ее осознанием и идентификацией себя с его типичными представителями, у которых черты мужественности или женственности в поведении, выполняемых половых социальных ролях выражены наиболее отчетливо. Выявленные особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек 5-6 лет являются и традиционными и современными.
Результаты развития креативности детей 5-6 лет показали, что:
• уровень развития творческого мышления и воображения средний или низкий, (67% и 13% соответственно, дорисовывая «волшебные» фигуры, дети часто пользовались, изобразительными штампами, по всей вероятности, привитыми им взрослыми. Уровень развития вербального творческого мышления также низкий или средний (суммарно более 90%, в большинстве случаев дети смогли назвать только прямое назначение предмета.
- по группе в целом, следует отметить выраженность таких критериев, как активность, инициативность и любознательность, что показывает наличие значительного интереса к творчеству, который мог бы служить основой дальнейшего развития творчества детей данной группы;
- у детей старшего дошкольного возраста велик интерес к творческому рассказыванию, в исследуемой группе высокий уровень интереса показали - 54% детей, средний – 33%;
- дети 5-6 летнего возраста имеют затруднения при составлении рассказов о персонаже, заданном словесно, им требовались опорные вопросы, они искали помощи воспитателя в случае затруднения с придумыванием продолжения рассказа (54% были отнесены к среднему уровню, 33% детей – к низкому).