Светлана Москвина
Методическая разработка по ПДД «Дети знакомят с правилами дорожного движения» (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по ПДД (3–4 года
Пояснительная записка
Актуальность проблемы обучения детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Публикация «Методическая разработка по ПДД „Дети знакомят с правилами дорожного движения“ (3–4 года)» размещена в разделах
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны дети еще не способны правильно оценить обстановку, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым и реакции на приближающийся автомобиль и др., зачастую по этим причинам дошкольники и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
К детям младшего дошкольного возраста нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые в обыкновенной беседе, загадках, стихотворениях, различных играх, инсценировках. в своей работе я часто использую технологию проектной деятельности, через реализацию мини-проекта хочется показать, что Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах может пройти через все виды деятельности
- игровой,
- коммуникативной,
- трудовой,
- познавательно- исследовательской,
- продуктивной,
- музыкально – художественной,
- чтение.
Паспорт проекта
Название проекта проект «Дети знакомят с правилами дорожного движения»
Информационно - познавательный проект
Составитель проекта Москвина Светлана Валерьевна -воспитатель
Проблема проекта
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую значимость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта
Формирование знаний о правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные: учить различать сигналы светофора и подчиняться им; различать и называть виды транспорта. учить различать проезжую часть дороги, тротуар;
Понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;
Закрепить знания о дорожных знаках (пешеходный переход)
Развивающие: развивать интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин и людей.
Воспитательные: Дать представление о том, как важно соблюдать правила дорожного движения. Закрепить знания о дорожном движении в целях сохранения жизни и здоровья (своего и окружающих); Воспитывать способность внимательно слушать взрослых и друг друга; Развивать культуру общения, обогащать словарь. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.
Сроки реализации проекта 1день
Состав участников
Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста Возрастной состав детей от 3 до 4 лет. воспитатель, сотрудники ДОУ.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Сформировать у детей начальные представления о различных видах транспорта;
формировать элементарные знания о правилах поведения на улице;
знать назначение пешеходного перехода, светофора и каждого его цвета. Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни;
планомерно и активно распространять знаний о правилах дорожного движения среди родителей;
наполнить предметно-развивающую среду, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей
Материально-технические ресурсы
подбор художественной методической литературы по формированию ПДД;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
подготовка атрибутов к играм;
подготовка консультаций, папок — передвижек для родителей.
Содержание проектной деятельности
1 этап – подготовительный:
Постановка целей задач;
подбор наглядно-иллюстративного материала;
подбор художественной литературы по теме;
2 этап – реализационный:
Работа с детьми:
подвижные игры, дидактические игры,
наблюдения;
чтение художественных произведений;
продуктивные виды деятельности
беседы;
оформление папок передвижек,
3 этап – заключительный
Развлечение по ПДД «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
Беседа с родителями «Начните с себя»
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Утро в кругу друзей –беседа «Как ты добрался до детского сада?» не получила
Заинтересовать детей темой: Правила дорожного движения
Через вопросы: как додрался пешком или на машине,что попалось на пути,кого встретил, что нужно знать и соблюдать что бы мы без происшествий добрались?
Рассматривание иллюстраций и картинок связанных с темой
Сюжетно-дидактическая игра «Когда мы пассажиры»
Цель. Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте, развивать умение, усидчивость, терпение, активизировать слова «пешеход», «пассажир», «водитель».
Физическое развитие- «Цветные автомобили»
воспитывать интерес у детей к накоплению знаний правил дорожного движения, осознанное отношение к своей безопасности; стимулировать интерес к двигательной активности у детей, развивать быстроту, ловкость в эстафетах, играх, совершенствовать основные виды движений
Социально – Коммуникативное развитие «На дорогу ты смотри и в беду не попади!»
Закрепить знания детей ПДД, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие, игровую деятельность. Учить различать сигналы светофора и подчиняться им; различать и называть виды транспорта. учить различать проезжую часть дороги, тротуар; Закрепить знания о дорожных знаках (пешеходный переход) Дать представление о том, как важно соблюдать правила дорожного движения. Закрепить знания о дорожном движении в целях сохранения жизни и здоровья (своего и окружающих)
Прогулка на участке.
Цель: уточнить представления детей об улице, о проезжей части, о дороге, о тротуаре; закрепить знания о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о поведении на улице.
Активизация словаря: широкая, красивая, грузовые, легковые, высокие, низкие.
Наблюдение: Проезжающий транспорт. Цель: отметить большое разнообразие машин, их назначение, воспитывать уважение к труду.
Худ. слово: “Пешеходный переход” :
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Песня: «Мы едем, едем, едем…
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Индивидуальная работа. Учить различать проезжую часть улицы и тротуар
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Корректирующая гимнастика после сна «П о е з д к а»
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
В кровати
«Едем на машине».И. п. : лежа на спине, прямые руки вверх. Скрестные движения прямыми руками (имитация вращения руля).
«Велосипед». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Обе ноги поднимаются вверх и поочередно сгибаются и выпрямляются, движения напоминают езду на велосипеде. Вернуться в и. п.
«Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вперёд-вверх, ноги вытянуты. Одновременно поднять обе руки и обе ноги вверх. Вернуться в и. п.
«Горка». И. п. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться ви. п.
Стоя на массажном коврике
«Самолет делает поворот». И. п. : то же. Повороты туловища налево и направо. Дыхание свободное.
«Лошадки». И. п. : ноги широко расставлены, ладони перед собой; Поочерёдно поднимаем колено до ладони и опускаем. (по 3-4 раза)
«Лыжник». И. п. : стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах.
«Паровоз». И. п. : стойка ноги врозь, руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Круговые движения согнутыми руками вперед в боковой плоскости со словами «Чух-чух-чух».
Дыхательная гимнастика
«Летим на ракете». И. п. : стоя, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и. п. ; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у».
Развлечение по ПДД «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.
Задачи.
- Учить детей правильному поведению на дороге. Закреплять знания детей о значении сигналов светофора.
- Развивать мышление, активизировать речь через игровую деятельность.
- Воспитывать потребность в соблюдении ПДД, наблюдательность.
Закрепить полученные знания дети могли в самостоятельной деятельности (центры активности)
Центр ИЗО раскраски разных видов светофоров
Задачи
Продолжать знакомить детей со светофором и его назначением;
Закрепить знание основных цветов (желтый, красный, зеленый);
Формировать умение разукрашивать предмет гуашевыми красками, не заезжая за контур;
Центр конструирования «Безопасная улица»
Задачи:
Формировать умение действовать по заданной схеме, развивать конструктивную деятельность. Учить работать коллективно, закрепить названия своей улицы, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. Развивать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать желание трудиться.
Центр сенсорики
Мозайка машины
Собери светофор
Цели:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
Результатом проведения дня ПДД стало то, что: Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания и правила дорожного движения не только в повседневной жизни, но и в играх.
Отзывы родителей
В группе моего ребенка прошёл день посвящённый правилам дорожного движения мой ребёнок испытал множество положительных эмоций весь вечер дома он рассказывал о том что делали в садике,как нужно вести себя на дороге, что есть светофор для машин и для людей, но меня удивила то что и обычное физкультурное занятие можно посветить этой теме. Хочется сказать слова благодарности что через игру и занятия и просто беседуя с нашими деточками воспитатели учат правилам (Власова К. А
В нашей группе был реализован проект по ПДД, меня радует что педагоги уделяют большое внимание этому вопросу моя дочь знает многое для своего возраста 3,7 года. Конечно личный пример многое значит, но из садика дочь приносит такие знания, которых я бы ни когда не дала, Доченьке сегодня очень понравился праздник, перебивая меня она рассказывала как приходила лисичка и как они ей помогали. Большое спасибо (Б. Н. Н)
Литература.
1. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника
2. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. младшая группа
3. Е. А Романова., А. Б. Малюшкина Занятия по правилам дорожного движения
4. Коган М. С. " Правила дорожные знать каждому положено".
5. Лиходед В. "Уроки светофор".
6. Н. В. Елжова"ПДД в детском саду"
7. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. /Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей».
8. "Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т. Г. Кобзева,И. А. Холодова, Г. С. Александрова.
9. Пикулева Н. "Дорожная азбука".
10. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., ГатченкоТ. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». 2011г. – 75 с.
11. Физкультурные занятия с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. Пензулаева Л. И.
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Приложение№1
Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.
Задачи.
- Учить детей правильному поведению на дороге. Закреплять знания детей о значении сигналов светофора.
- Развивать мышление, активизировать речь через игровую деятельность.
- Воспитывать потребность в соблюдении ПДД, наблюдательность.
Словарь: светофор, зебра, тротуар.
Оборудование:большие пазлы «Безопасная улица» рули, макет светофора, дорожные знаки, картинки машин (нагрудные, дорожная разметка «зебра», медали «Знаток правил дорожного движения».
Предварительная работа: знакомство с дорожными знаками; чтение художественной литературы; наблюдение за дорогой, светофором; беседы; рассматривание иллюстраций; П/ и: «Автомобили», «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль».
Ход: Ведущий: - Ребята, посмотрите кто к нам идет. Вы узнали? (Выходит Лисичка.) Лиса: - Здравствуйте, ребята! Я к вам приехала из леса. Нашла коробку с какими-то не понятными картинками (достаёт коробку с пазлами)
Ведущий: –это пазлы дети нашей группы умеют хорошо собирать
(дети собирают картинку и изображением улицы и дороги,
Ведущая: – ребята давайте расскажем лисе что здесь изображено
Дети :-дорога,улица,дома, пешеходный переход, светофор….
Лиса: - А у вас в городе все так интересно: дороги кругом, машины. Так весело!
Ведущий: - Что ты Лиса, это очень опасно. Нужно быть внимательной если рядом дорога.
Лиса: - Ничего опасного! Мне так нравится бегать по дороге, места много.
Ведущий: - Ой, ребята, боюсь я за Лисичку! Ведь она не знает правила поведения на дороге.
Ведущий: - Ребята, давайте поиграем с Лисичкой в игру «Автомобили» Взяли рули, начинаем движение! (Лиса испуганно бегает между машинами.)
Лиса: - Ой, мне так страшно! Чуть мне хвост не придавили, чуть на лапы не наехали! Еле-еле увернулась!
Ведущий: - Вот видишь, Лисичка, так и до беды не далеко. Нужно соблюдать правила дорожного движения!
Лиса: Что еще за правила?
Ведущий: - На дороге играть нельзя! И ходить по дороге нельзя!
Лиса: - А где ж мне ходить?
Ведущий: - Ой, Лиса, какой кошмар!
Пешеходам-тротуар!
Тротуары вдоль дороги
Там гуляй ты без тревоги!
Лиса: - Поняла! Всегда буду ходить по тротуару. А если мне надо дорогу перейти?
Ведущий: - Ребята, давайте расскажем Лисичке где нужно переходить дорогу. (Ответы детей.)
Ведущий: - Надо «зебру поискать,
И тогда по ней шагать.
«Зебра» - путь для пешехода,
Полосатый знак прохода.
А у «зебры» - дирижер
Под названьем-светофор!
Всем ребятам путь укажет,
Про дорогу все расскажет.
Лиса: -А что расскажет светофор?
Ведущий: - Ребята, а для чего нужен светофор? (Ответы детей.)
Ведущий: - Лисичка, а как ты думаешь, на какой свет нужно переходить дорогу?
Лиса: - Не знаю…. Ребята, а вы знаете? Помогите мне, пожалуйста.
(Ответы детей.)
Лиса: - А на какой свет нельзя переходить дорогу? (Ответы детей.)
А что обозначает желтый свет? (Ответы детей.)
Ведущий: - Правильно, ребята.
Лиса: - Ребята, я придумала игру. Хотите поиграть? Я буду как светофор показывать вам по очереди разные цвета, а вы будете выполнять действия. Красный-стойте. Желтый - хлопайте в ладоши. Зеленый - шагайте на месте.
Лиса: - Молодцы, ребята, вы очень внимательные! .
Вед. Игра: «Собери зебру»
(дети складывают полоски)
Вед. А запомнить вам поможет эстафета
«Переход».
Проводится эстафета: дети выстраиваются на линии старта добегают до туннеля, пролезают, обратно бегут по «зебре».
Лиса. Теперь я знаю Правила Дорожного Движения и всегда буду их соблюдать. Я про них всем своим лесным друзьям расскажу
Ведущий: - Ребята, вы и сами знаете правила и помогли Лисичке познакомиться с ними. Вы молодцы!
Ведущий: - До свидания, Лисичка. Приходи к нам еще, мы тебе еще много интересного и полезного расскажем. (Лиса прощается, уходит.)
Приложение№2
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль»
Ребенку, изображающему автомобиль, дают руль. Остальные дети, играющие роль воробушек, надевают шапочки с изображением воробьев. «Воробушки» весело чирикают, прыгают. По сигналу «Автомобиль!» они убегают. Автомобиль едет и гудит: «Би- Би».
«Цветные автомобили»
По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.
Дыхательная гимнастика
ЦЕЛЬ: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха.
«Насос»
Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз,
И аварий нет у нас.
Стоя, ноги слегка расставить. Пальцы сжать в кулаки. Наклоняться вниз, выбрасывая резко руки, и произносить: «Ш-ш.». Выпрямляясь, прижать руки к груди и сделать вдох через нос.
Пассажиры, торопитесь.
По два рядышком садитесь.
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор.
Работа с родителями
Беседа «Начните с себя».
Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.
Следующие правила наиболее важны :
* По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части;
* Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево;
* Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора;
* Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны. ;
* Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.
Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.