Светлана Тельнова
Ознакомление старших дошкольников с ОВЗ с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с ОВЗ с правилами дорожного движения
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все, что на ней происходит. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Дети ОВЗ отличаются недостаточным вниманием, это обостряет проблему. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с ОВЗ с правилами дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Ф 3. Актуальны на сегодняшней день взгляды педагогов: Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б., Белой К. Ю., Зимониной В. Н., Максиняевой М. Р., Филипповой Т. Ю., Степаненковой Э. Я., Скоролуповой О. А.
Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды правил дорожного движения, взаимодействии органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма.
Ф. 4 В начале нашей работы мы провели выборочное анкетирование семей воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения. Мы получили следующий результат: многие родители (около 75%) затрудняются в объяснении детям правил дорожного движения, не имеют книг, игр по данной теме. Таким образом, мы увидели, что работу по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность.
Ф. 5. Cодержание образования нашего детского сада определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ.
Формирование навыков безопасного поведения на дороге относиться к области «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государ-ственного образовательного стандарта.
Ф. 6. Результаты педагогической диагностики показали незначительную динамику в разделе по ознакомлению с правилами дорожного движения. Отмечалось недостаточно сформированные знания об основных терминах и понятиях по дорожному движению, о правилах дорожного движения и по-ведения на улице, и умение наблюдения за дорожной обстановкой и пред-видения опасных ситуаций, умение обходить их.
Ф. 7. Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и по-ставила перед собой такие задачи:
• Обучение детей безопасному поведению на автомобильных до-рогах.
• Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорож-ной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в общественном транспорте.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводилась нами планово, систематически. Она охватывала все виды дея-тельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через про-дуктивную деятельность и затем реализовал в играх, повседневной жизни за пределами детского сада.
Ф. 8. В процессе подготовительного первого этапа работы мы подобрали соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты, внесли схемы, модели, альбомы, подобрали детскую литературу и ил-люстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка, дополнила центр «безопасности» :
• Макет двора. На макете, прежде всего мы с детьми изучали свой микрорайон, составляли его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия, жилые дома и общественные здания.
• Макет «Перекрёсток» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пе-шеходов.
• Атрибуты дорожно-постовой службы : жезлы, каски, знаки;
Ф. 9,10 Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
• Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулиров-щика);
• Разные картинки, кубики, мозаики;
• Плакаты;
• Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
• Дорожные знаки.
Ф. 11. В процессе второго этапа работы было уделено значительное вни-мание практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучали на практике правила для пеше-ходов, наблюдали дорожное движение, закрепляли ранее полученные зна-ния.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращала внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения : как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обращала внимание на скользкую дорогу : можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
После таких экскурсий и прогулок я предлагала детям нарисовать рисунки. При рассказе о своем рисунке дети объясняли, что в этой ситуации было опасно на дороге.
Наравне с традиционными формами, такими как экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, мы использовали методы активизирующего общения:
• проблемные вопросы:
Почему произошла эта ситуация?
Как поступить в этой ситуации?
Кто прав и почему?
Можно ли у светофора встретить опасность?
• проблемные ситуации:
Машина медленно приближается. Пропустить её или нет?
Найди короткий и безопасный путь до дома.
На перекрёстке нет светофора, как перейти улицу.
Ф. 12. Кроме методов развивающего общения мы использовали в своей работе сказки-ситуации: «Светофор», «Как котёнок Мурлыка перестал ка-таться на велосипеде», решали кроссворды, отгадывали загадки. Детям очень нравились занятия по художественному творчеству, трудовой деятельности, на которых изготавливались книжки-малышки с правилами дорожного движения, рисовали дорожные знаки для макета улицы, работали с моделями-схемами. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. С удовольствием играли в дидактические игры: «Правила дорожного движе-ния», «Законы улицы и дорог», «Путешествие пешехода», «Внимание, до-рога». В математических играх закрепляли умение правильно употреблять пространственную терминологию (слева, справа, на противоположной сто-роне, вдоль, вверху, навстречу и т. д.).
Ф. 12. Дидактические игры способствовали развитию умения сосредото-читься, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их.
Ф. 14. На последнем итоговом этапе Цель: закрепление, углубление и обобщение всего того, что дети приобрели за предшествующие этапы ра-боты.
Закрепление знаний о правилах дорожного движения проходило в про-цессе театрализованной деятельности, где дети решали, как правильно по-ступить в той или иной ситуации. В режимных моментах (на прогулке, в утреннее и вечернее время) дети играли в подвижные игры с правилами, которые помогали развивать умение корректировать свои действия, ориен-тироваться в пространстве, действовать по сигналу.
В течение года были проведены конкурсные мероприятия: викторины, конкурсы знатоков, конкурс на лучший рисунок «Внимание улица!». Ин-тересные задания, проблемные вопросы и загадки, способствовали прояв-лению самостоятельности и активности детей. Свои знания дети использо-вали в сюжетно-ролевых играх «Мы на улицу пойдём!», «Регулировщик» и другие, которые позволяли моделировать типовые варианты дорожной об-становки и возможности выхода из сложившейся ситуации. При этом стре-мились максимально приблизить условия игры к реальной дорожной дей-ствительности.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому мы тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Давали консультации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Рекомендовали, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избегать автомобилей, гаражи, различные строения. Все это дисциплинировало детей, они быстрее понимали, что можно, а чего нельзя делать.
Ф. 15. В ходе повседневной работы с родителями мы информировали их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давали им необходи-мые рекомендации. По этим схемам предлагали детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны были рассказать, где им запрещено играть; это стоянки
• прочитать стихотворение;
• купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомо-били, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Я рекомендовала родителям во время прогулок с детьми следующее:
• понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
• показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Так же у нас в группе действует библиотека, ребёнок может взять любую игру, книгу или я могу посоветовать, какую игру взять, чтобы ребёнок лучше усвоил или закрепил материал.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. На родительском собрании раздали каждому родителю памятки «Будь осторожен», в которых основные правила соблюдения ПДД.
В пропаганде правил дорожного движения мы широко использовали наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими ри-сунками. В течение года в папках-передвижках помещали материал о пра-вилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дали положительные результаты.
Ф. 16. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показала следующие результаты:
- у 57% детей сформированы устойчивые знания правил дорожного движе-ния, с заданиями справляются самостоятельно, а 43% детей справляются с помощью воспитателя.
Ф. 17. Получены следующие результаты:
- сформированы навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- сформировано понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения в целях собственной безопасности.
Ф. 18. Перспективы работы следующие:
Продолжать работу с детьми с ОВЗ по формированию навыков безопасного поведения.
Создавать условия для формирования самостоятельности и практических навыков поведения.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по ПДД.