Ольга Владимировна Городилова
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Измерение объёма жидких веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Открытой непосредственно образовательной деятельности
по ФЭМП
Тема: «Измерение объёма жидких веществ»
Воспитатель: Городилова Ольга Владимировна
План открытого НОД
1. Возрастная категория: Подготовительная группа.
2. Тема: Измерение объёма жидких веществ.
3. Тип НОД Изучение нового материала.
4. Цель НОД:
Публикация «Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП „Измерение объёма жидких веществ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
1) Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.
2) Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
3) Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.
5. Форма обучения: Коллективная, дифференцированная.
6. Методы обучения: Практические, наглядные и словесные методы.
7. Средства обучения: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
8. Межпредметные связи: Общение, развитие речи, трудовая деятельность, игровая деятельность.
9. Список используемой литературы:
1. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». /под ред. Т. И. Бабаевой /- «Детство-Пресс», 2006
2. Кангина Н. Н. Математика в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2011
3. Щербакова Е. И. Теория методика математического развития дошкольников. М: Академия, 2000
10. Пояснительная записка
Тема занятия: «Измерение объёма жидких веществ». Данное занятие проводится в подготовительной группе детского сада. Изучение вместимости сосудов – часть математических знаний. При этом используются виды деятельности : счёт предметов и простейшие измерения, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека.
Умения и знания детей об измерении вместимости сосудов, как показывают исследования (Р. Л. Березина, Л. Георгиев и другие, находятся на самом низком уровне. Большинство детей не знают, как можно измерить молоко в кувшине : «сантиметром», «линейкой», «смерить на весах» и т. д. Их ответы свидетельствуют о том, что они далеки от практики измерения объёмов жидкостей, и само слово измерить вызывает у них лишь знакомые ассоциации. Не знают названия меры для измерения объёмов жидкостей. Отсутствуют у детей и чёткие представления о разной вместимости сосудов, не знают они и приёмов сравнения их объёма. Данная тема является актуальной. Однако, в методической литературе недостаточно разработок по данной теме.
Один из принципов ФГОС для дошкольного образования :
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в видах деятельности (в том числе познавательно – исследовательской).
Исходя из вышеизложенного, я предлагаю конспект занятия, который окажет существенную помощь воспитателям при изучении данной темы.
11. Технологическая карта занятия
№ этапа Содержание этапа Деятельность преподавателя Деятельность студента Методы и формы обучения
1. Организационный момент - предлагает детям сесть на стулья;
- раздаёт раздаточный материал;
- приветствует детей - садятся на стульчики;
- слушают воспитателя;
-настраиваются на работу. словесный метод
2. Сообщение цели занятия - предлагается сюрпризный момент;
- нацеливает детей на работу;
- слушают воспитателя;
- проявляют заинтересованность;
- настраиваются на работу; словесный метод
3. Изучение нового материала.
- предлагает решить проблемную ситуацию;
- предлагает сделать вывод о проделанной работе;
- предлагает познакомиться с новыми понятиями;
-предлагает решить ещё одну проблемную ситуацию - решают проблемную ситуацию
- делают вывод о проделанной работе
- знакомятся с новыми понятиями;
- решают проблемную ситуацию коллективная и групповая формы;
практические методы, словесный; наглядный;
4. Физкультминутка. - предлагает поиграть;
-во время игры задаёт вопросы - настраиваются на игру;
-играют, отвечая на вопросы коллективная форма;
приё мы: игровой, вопросы детям;
5. Повторение ранее изученного материала. - предлагает выполнить практическое задание;
- излагает инструкцию;
-контролирует работу детей;
- принимает работу;
-задаёт вопросы детям. - настраиваются на выполнение работы;
- слушают инструкцию, осмысливают;
- выполняют работу;
- сдают работу;
- отвечают на вопросы. дифференцированная форма;
приё м: инструкция; практический метод (продуктивная деятельность)
6. Подведение итога занятия - анализирует и даёт оценку успешности достижения цели в ходе занятия - самооценка работы
- осознание детьми значимости полученных результатов словесный метод (беседа)
Ход НОД
Этап НОД
Деятельность педагога Деятельность детей Методическое обоснование и самоанализ
1. предлагает детям сесть на стулья; раздаёт раздаточный материал; приветствует детей садятся на стульчики;
слушают воспитателя;
настраиваются на работу. Словесный метод, учитывать, с каким настроением пришёл каждый из детей.
2. Воспитатель входит с коробкой.
- Сегодня на занятие я пришла с посылкой! Давайте откроем её,
посмотрим что там? Ага! Письмо от кота Леопольда! Он прислал свой портрет.
Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.
-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Леопольду
3. Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.
- Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?
- Чем отличаются друг от друга кувшины?
Воспитатель помогает уточнить.
- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.
Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
- В какой кувшин вошло больше воды?
- А что нужно сделать, чтобы узнать?
- Чем будем измерять?
Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
- Посчитаем, сколько стаканов получилось.
- Что же мы ответим Леопольду?
Воспитатель напоминает вопрос.
Воспитатель достаё т из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит:
- Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.
Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет её водой и говорит:
-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?
-Верно!
Воспитатель достаё т две пол-литровые банки и говорит:
- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?
Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаё т детям вопросы:
- Алёша, повтори, что ты сейчас сделал?
- Что мы узнали?
- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!
Воспитатель:
- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?
- Что надо сделать?
- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.
Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.
Давайте решим с вами, чт о напишем Леопольду?
Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр - это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.
А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки.
Дети высказывают свои предположения.
Дети дают характеристику предметов.
Дети начинают выполнять практическую деятельность, проявляется интерес к познанию через действие.
Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану.
Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.
- Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!
Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.
Дети отвечают:
- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.
Дети с интересом рассматривают банку.
Дети следят за действием воспитателя.
Дети высказывают свои предложения.
4. Воспитатель:
- Давайте отдохнём. Физкультминутка. Поиграем в мяч.
Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:
- Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.
- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.
Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Форма:
Коллективная.
Приё мы: игровой, вопросы детям;
Дидактическая задача:
Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10
5. После окончания игры, воспитатель:
-А вы помните, что у Леопольда день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить апликации.
Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития.
Во время работы воститатель контролирут работу детей. В заключении, каждая группа детей свою работу должна положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали.
Дети работают в группах. Апликации разноуровневого характера.
В заключении, каждая группа детей свою работу должна положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали.
6. Воспитатель:
- Ну, ребята, на вопросы Леопольда мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!
По мере возможности дети помогают убрать оборудование