Елена Столбова
Конспект открытой образовательной деятельности по музыке для детей старшей группы «Цветочная поляна»
▼ Скачать
Конспект образовательной деятельности по «художественно - эстетическому» развитию. Раздел: музыка - старшая группа
Тема: «Цветочная поляна»
Цель:
Познакомить детей с характерными признаками каждого из весенних месяцев.
Задачи:
- учить соотносить характерные признаки растения и характер музыки;
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности по музыке для детей старшей группы „Цветочная поляна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения;
- развивать образность движений;
- развивать двигательную активность;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать умение высказывать своё мнение;
- воспитывать умение видеть красоту природы окружающего мира.
Виды детской деятельности:
игровая, социально - коммуникативная, продуктивная.
Методы и приемы.
Наглядные методы и приемы (показ картинок, использование ИКТ – презентация) ; словесные методы и приемы (использование художественного слова, рассказ музыкального руководителя о красоте весенней природы и легенды о подснежнике, подведение итога, (оценка активности детей).
Планируемые результаты:
ребенок может рассказать о характере и настроении в музыке, чувствовать радостный характер песни и вовремя вступать в пении после вступления, участвовать в игре «Собери букет».
Предварительная работа:
знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского, чтение сказки «На весенней полянке» Галины Юсовой, разучивание песен о цветах и весне.
Ход.
Дети, проходя в зал, образуют круг.
Музыкальный руководитель. Здоровается с детьми, читает стихи:
Идет матушка – весна, отворяй ворота.
Первый март пришел, всех детей привел;
А за ним апрель отворил окно и дверь;
А уж как пришел май, сколько хочешь, гуляй.
Дети исполняют песню о весне «Что за музыка на улице слышна»
Музыкальный руководитель. Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там: солнышко ласковое светит, бабочки порхают, птицы заливаются звонкими голосами. (слушают птичьи голоса). Вот появились первые весенние цветы. Покажем, как появляются цветы, выполняя следующее упражнение.
Психогимнастическое упражнение «Цветок»
Теплый луч упал на землю (сесть на корточки, голову и руки опустить)
И согрел в земле семечко.
Из семечка проклюнулся росток (поднимается голова)
Из ростка вырос прекрасный цветок. (распрямляется корпус)
Нежится цветок на солнце, (руки поднимаются в стороны, цветок расцвел)
Подставляет теплу и свету (голова слегка откидывается назад)
Каждый свой лепесток,
Поворачивая свою головку (медленно поворачивается вслед за солнцем)
Вслед за солнцем.
Музыкальный руководитель. Ребята, какой цветок появляется первым?
Дети. Подснежник.
Музыкальный руководитель. Послушайте сказку легенду о подснежнике.
Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять участие в празднике и стал просить растения поделиться с ним своим одеянием. Из всех цветов один подснежник укрыл его. Танцуя, они так понравились друг другу, что стали неразлучны по сей день. Расцветая в окружении снега, подснежник сам похож на снежинку. Разные народы его называют по- своему. Англичане - снежной каплей, французы - снегосверлителем, немцы - снежным колокольчиком, а в Болгарии подснежник называют - задирой.
Поэты сочиняли стихи о подснежнике. А композиторы - музыку о нем. Сейчас вы услышите пьесу П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года». Как мы уже знаем, в этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокального произведения. Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова:
Голубенький. Чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…
Музыкальный руководитель читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. И Чайковского «Апрель. Подснежник»
Музыкальный руководитель. Как рассказывает музыка о природе, какая она?
Дети. Нежная, светлая, иногда взволнованная.
Музыкальный руководитель. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском подснежнике. Мелодия устремляется вверх, она робкая, несмелая, подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше, она звучит то светло, то более тревожно в среднем и низком регистре. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что бывает еще холодно, темно и ненастно. Предлагаю послушать еще раз, а пока будет звучать «Подснежник» П. Чайковского вы подумайте, а потом поделитесь со мной, что вы представляли, когда слушали эту пьесу.
Слушают пьесу повторно
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку?
Дети рассказывают, музыкальный руководитель анализирует их рассказы.
Музыкальный руководитель. А теперь послушайте отрывок из другого произведения «Подснежник» уже другого композитора А. Кранца, и скажите, какая по характеру эта пьеса?
Слушают пьесу «Подснежник» А. Кранца
Дети. Музыка гордая, отважная.
Музыкальный руководитель. Правильно. Вы прослушали два произведения с одинаковыми названиями, но они разные по характеру, композиторы изобразили подснежник по своему настроению, представлению. Подснежник - нежный, изящный, а так же гордый, торжественный цветок.
Музыкальный руководитель. А теперь я загадаю вам загадку:
Молодой, молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова. (одуванчик)
Музыкальный руководитель. Споем песенку «Одуванчики»
(музыка В. Герчик, слова Р. Горской)
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, а чем вам нравиться, или не нравиться одуванчик?
Дети. Одуванчик похож на солнышко. Одуванчик - это сорняк.
Музыкальный руководитель. Правильно, одуванчик определяет погоду, он используется в лечебных целях, а еще молочко одуванчика, пачкает руки.
Музыкальный руководитель. А сейчас зацвел цветок - ландыш. Ландыш - гимн весне. Она наделила его любовью к жизни, цветок благодарит ее ласковым перезвоном маленьких кувшинчиков. Композитор П. И. Чайковский очень любил ландыш за его чистую, тихую красоту.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.
Исполняется песня «Ландыш», (музыка М. Красева, слова Н. Френкель)
Музыкальный руководитель. Солнце припекает все сильнее и жарче, появляются другие цветы. Назовите их.
Дети. Крокусы, мать и мачеха, нарциссы, тюльпаны, пионы.
Музыкальный руководитель. Давайте поиграем в игру «Собери букет».
Проводиться музыкально - дидактическая игра «Собери букет»
Ход игры «Собери букет»
Дети, стоят, расположившись в три круга.
Музыкальный руководитель. Сейчас наши цветы будут узнавать свою музыку. Если звучит музыка одуванчиков, то танцуют они; если музыка подснежников, то исполняется их танец, если песенка ландышей - танец ландышей.
В разной последовательности звучат отрывки музыкальных произведений. Дети двигаются согласно звучанию музыки.
Музыкальный руководитель. Весна, май, природа благоухает, поют птицы, распускаются цветы. Мы все вместе сегодня путешествовали по трем весенним месяцам. Назовите их, пожалуйста. О каких цветах сегодня был разговор? Кто написал пьесу «Апрель. Подснежник»? А какое у вас сейчас настроение?
Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя
Музыкальный руководитель. Май пришел к нам с веселым, радостным настроением!
Уважаемые коллеги, при подготовке этого занятия, в предварительной работе с детьми, я использовала чудесную сказку педагога и активного пользователя МааМ, Галины Юсовой "На весенней полянке", в которой удивительно точно переданы образы весенних цветов, поэтому дети с легкостью запомнили все их названия. Благодарю за внимание.