Анна Иванова
Теоретические основы дошкольной педагогики
Какие подходы и концепции составляют теоретические основы
современной дошкольной педагогики?
Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду
выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация
на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного
возраста:
— потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспи-
тателем, детьми, в любви и доброжелательности;
— потребность в активном познании и информационном обмене;
— потребность в разнообразной деятельности по интересам и само-
стоятельности;
Публикация «Теоретические основы дошкольной педагогики» размещена в разделах
— потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и свер-
стниками;
— потребность в самоутверждении, самореализации и признании
своих достижений со стороны взрослых и сверстников.
Культурологический подход позволяет рассмотреть сущность сов-
ременного дошкольного образования через призму вхождения ребенка
в культуру и его культурного развития.
Культурологический подход основывается на признании самоценно-
сти дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры,
как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное
значение для общего хода развития личности, ее психического и фи-
зического здоровья. Ребенок-дошкольник при этом рассматривается
прежде всего с позиции его активности и субъектных свойств, то есть
в культурологическом подходе проявляется отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию в рамках
доступного опыта.
Следует подчеркнуть, что самоценность дошкольного периода детст-
ва, его значение для усвоения универсалий человеческого опыта и вхо-
ждения ребенка в культуру социума убедительно доказаны (В. В. Аб-
раменкова, Р. С. Буре, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина,
В. Т. Кудрявцев, М. В. Осорина). Дошкольное детство представляет
собой особый культурный мир со своими границами, ценностями,
языком, образом мышления, чувствами, действиями.
С позиции культурологического подхода дошкольное образование
определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими
силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество
детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посред-
ника между ребенком и культурой. Глубоко осознавая особенности
дошкольного возраста, воспитатель способен ввести ребенка в мир
культуры, оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном
самоопределении в мире культурных ценностей.
Современный детский сад позиционируется как целостное, куль-
турно-образовательное пространство, в котором целенаправленно
и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых,
происходят социализация и индивидуализация ребенка, формируются
первичные ценностные ориентации. Условием культурного развития
дошкольника выступает содержательное взаимодействие всех субъектов
дошкольного образования. В современной дошкольной педагогике со
всей определенностью ставится проблема формирования детско-взро-
слого сообщества как совместного бытия взрослых и детей, для кото-
рого характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание
детей и взрослых. Диалог и сотрудничество становятся способом жиз-
недеятельности и саморазвития субъектов образования в дошкольном
образовательном учреждении.
Реализация идей культурологического подхода находит отражение
в содержании дошкольного образования. Культурный опыт, прио-
бретаемый ребенком, включает в себя культуру здоровья, культуру
чувств и отношений, культуру познания и культуру деятельности, что
в совокупности образует культурный потенциал развития, единство
морфофункционального и социального. Выражением его являются
положительная «Я»-концепция дошкольника (как гармоничное ощу-
щение единства «Я» физического, «Я» реального, «Я» социального
и потенциального, будущего «Я») и становление первооснов личностной
культуры, проявляющейся в культурном отношении ребенка к миру.
Приобщаясь к культуре, дошкольник вступает во взаимодействие
с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искус-
ством, художественной литературой, музыкой, социальным миром,
природой и миром собственного «Я» (внутренний, личностный мир
ребенка). В каждой сфере бытия дошкольник осваивает :
— наиболее характерные объекты культуры;
— разнообразные способы и средства их познания (наблюдение, срав-
нение, анализ, умение пользоваться сенсорными эталонами, схемами,
планами, моделями, приемами замещения, кодирования);
— практические, деятельностные умения (универсальные умения
построения деятельности, процессуальные и контрольно-оценочные
умения, имеющие свои особенности в зависимости от вида детской
деятельности);
— творческие умения, позволяющие ребенку свободно и разнообраз-
но воплощать свои замыслы;
— коммуникативные умения, связанные с осуществлением общения
и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— эмоционально-ценностные ориентации (ценности этические
и эстетические, ценности сотрудничества и познания, ценности личного
достоинства и самоуважения).
Таким образом, доступное содержание культуры раскрывается
дошкольнику в объектном, творческо-деятельностном и ценностном
выражении. Главное состоит в том, чтобы сделать это содержание есте-
ственной частью личного опыта дошкольников, отвечающим детским
интересам, потребностям, особенностям познавательного и эмоциональ-
ного развития в дошкольном детстве. Задача дошкольной педагогики
состоит в разработке теории обеспечения целостности культурного
опыта ребенка на основе принципа интеграции его компонентов и еди-
ного подхода к его обогащению.
Единство культурологического и субъектно-деятельностного под-
ходов позволяет раскрыть механизмы освоения дошкольников куль-
турного опыта. В детском саду освоение дошкольниками культуры идет
двумя возможными каналами: под руководством воспитателя и путем
самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.
Хотелось бы в связи с этим напомнить известные слова М. С. Кагана об
источниках культурного детского опыта: «Культура детства двухслойна.
Один слой — культурные формы, создаваемые взрослым для ребенка,
второй — формы его собственной деятельности. Творчество взрослых
позволяет ребенку приобщаться к достижениям истории культуры,
осваивать их и таким образом, через процессы распредмечивания,
становиться современным культурным человеком. Самодеятельность
ребенка служит развитию его творческих способностей в доступных
каждому этапу детства видах деятельности. Системообразующей си-
лой, обеспечивающей своеобразие и целостность культуры детства,
является игра»1.
Проблема развития активности, самостоятельности и самодеятельно-
сти ребенка в настоящее время выходит на одно из первых мест и явля-
ется выражением субъектно-деятельностного подхода в дошкольной
педагогике. Его сущность в создании эффективных педагогических
условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения
и деятельности. Только при этом идет активное присвоение ребенком
культуры.
Полученные научные данные свидетельствуют о том, что субъектная
позиция ребенка в деятельности, общении, познании становится систе-
мообразующим компонентом его целостного развития и личностной
готовности к школьному обучению (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
В. А. Деркунская, М. В. Крулехт, О. В. Солнцева и др.). Сущность
развивающего процесса дошкольного образования состоит в том, что
личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем,
в детских видах деятельности, в процессе решения усложняющихся
задач осваивал доступные средства познания, общения и деятельности,
позволяющие ему проявить самостоятельность, творчество, в полной
мере реализовать позицию субъекта и отношение к миру.