МААМ-картинки

Теоретические основы дошкольной педагогики

Анна Иванова
Теоретические основы дошкольной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Какие подходы и концепции составляют теоретические основы

современной дошкольной педагогики?

Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду

выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация

на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного

возраста:

— потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспи-

тателем, детьми, в любви и доброжелательности;

— потребность в активном познании и информационном обмене;

— потребность в разнообразной деятельности по интересам и само-

стоятельности;

Публикация «Теоретические основы дошкольной педагогики» размещена в разделах

— потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и свер-

стниками;

— потребность в самоутверждении, самореализации и признании

своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

Культурологический подход позволяет рассмотреть сущность сов-

ременного дошкольного образования через призму вхождения ребенка

в культуру и его культурного развития.

Культурологический подход основывается на признании самоценно-

сти дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры,

как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное

значение для общего хода развития личности, ее психического и фи-

зического здоровья. Ребенок-дошкольник при этом рассматривается

прежде всего с позиции его активности и субъектных свойств, то есть

в культурологическом подходе проявляется отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию в рамках

доступного опыта.

Следует подчеркнуть, что самоценность дошкольного периода детст-

ва, его значение для усвоения универсалий человеческого опыта и вхо-

ждения ребенка в культуру социума убедительно доказаны (В. В. Аб-

раменкова, Р. С. Буре, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина,

В. Т. Кудрявцев, М. В. Осорина). Дошкольное детство представляет

собой особый культурный мир со своими границами, ценностями,

языком, образом мышления, чувствами, действиями.

С позиции культурологического подхода дошкольное образование

определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими

силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество

детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посред-

ника между ребенком и культурой. Глубоко осознавая особенности

дошкольного возраста, воспитатель способен ввести ребенка в мир

культуры, оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном

самоопределении в мире культурных ценностей.

Современный детский сад позиционируется как целостное, куль-

турно-образовательное пространство, в котором целенаправленно

и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых,

происходят социализация и индивидуализация ребенка, формируются

первичные ценностные ориентации. Условием культурного развития

дошкольника выступает содержательное взаимодействие всех субъектов

дошкольного образования. В современной дошкольной педагогике со

всей определенностью ставится проблема формирования детско-взро-

слого сообщества как совместного бытия взрослых и детей, для кото-

рого характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание

детей и взрослых. Диалог и сотрудничество становятся способом жиз-

недеятельности и саморазвития субъектов образования в дошкольном

образовательном учреждении.

Реализация идей культурологического подхода находит отражение

в содержании дошкольного образования. Культурный опыт, прио-

бретаемый ребенком, включает в себя культуру здоровья, культуру

чувств и отношений, культуру познания и культуру деятельности, что

в совокупности образует культурный потенциал развития, единство

морфофункционального и социального. Выражением его являются

положительная «Я»-концепция дошкольника (как гармоничное ощу-

щение единства «Я» физического, «Я» реального, «Я» социального

и потенциального, будущего «Я») и становление первооснов личностной

культуры, проявляющейся в культурном отношении ребенка к миру.

Приобщаясь к культуре, дошкольник вступает во взаимодействие

с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искус-

ством, художественной литературой, музыкой, социальным миром,

природой и миром собственного «Я» (внутренний, личностный мир

ребенка). В каждой сфере бытия дошкольник осваивает :

— наиболее характерные объекты культуры;

— разнообразные способы и средства их познания (наблюдение, срав-

нение, анализ, умение пользоваться сенсорными эталонами, схемами,

планами, моделями, приемами замещения, кодирования);

— практические, деятельностные умения (универсальные умения

построения деятельности, процессуальные и контрольно-оценочные

умения, имеющие свои особенности в зависимости от вида детской

деятельности);

— творческие умения, позволяющие ребенку свободно и разнообраз-

но воплощать свои замыслы;

— коммуникативные умения, связанные с осуществлением общения

и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— эмоционально-ценностные ориентации (ценности этические

и эстетические, ценности сотрудничества и познания, ценности личного

достоинства и самоуважения).

Таким образом, доступное содержание культуры раскрывается

дошкольнику в объектном, творческо-деятельностном и ценностном

выражении. Главное состоит в том, чтобы сделать это содержание есте-

ственной частью личного опыта дошкольников, отвечающим детским

интересам, потребностям, особенностям познавательного и эмоциональ-

ного развития в дошкольном детстве. Задача дошкольной педагогики

состоит в разработке теории обеспечения целостности культурного

опыта ребенка на основе принципа интеграции его компонентов и еди-

ного подхода к его обогащению.

Единство культурологического и субъектно-деятельностного под-

ходов позволяет раскрыть механизмы освоения дошкольников куль-

турного опыта. В детском саду освоение дошкольниками культуры идет

двумя возможными каналами: под руководством воспитателя и путем

самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.

Хотелось бы в связи с этим напомнить известные слова М. С. Кагана об

источниках культурного детского опыта: «Культура детства двухслойна.

Один слой — культурные формы, создаваемые взрослым для ребенка,

второй — формы его собственной деятельности. Творчество взрослых

позволяет ребенку приобщаться к достижениям истории культуры,

осваивать их и таким образом, через процессы распредмечивания,

становиться современным культурным человеком. Самодеятельность

ребенка служит развитию его творческих способностей в доступных

каждому этапу детства видах деятельности. Системообразующей си-

лой, обеспечивающей своеобразие и целостность культуры детства,

является игра»1.

Проблема развития активности, самостоятельности и самодеятельно-

сти ребенка в настоящее время выходит на одно из первых мест и явля-

ется выражением субъектно-деятельностного подхода в дошкольной

педагогике. Его сущность в создании эффективных педагогических

условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения

и деятельности. Только при этом идет активное присвоение ребенком

культуры.

Полученные научные данные свидетельствуют о том, что субъектная

позиция ребенка в деятельности, общении, познании становится систе-

мообразующим компонентом его целостного развития и личностной

готовности к школьному обучению (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,

В. А. Деркунская, М. В. Крулехт, О. В. Солнцева и др.). Сущность

развивающего процесса дошкольного образования состоит в том, что

личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем,

в детских видах деятельности, в процессе решения усложняющихся

задач осваивал доступные средства познания, общения и деятельности,

позволяющие ему проявить самостоятельность, творчество, в полной

мере реализовать позицию субъекта и отношение к миру.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы дошкольной педагогики
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 22:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы дошкольной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванова (УИ 477962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД