Зульмира Таваева
Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Публикация «Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Активность, инициативность и ответственность — важные качества, которые проявляются и развиваются в ребёнке на протяжении сложного процесса социализации. На формирование этих качеств существенное влияние оказывает окружение ребёнка, то есть среда. Каждый малыш с рождения активен и инициативен. Он полон желания познавать и исследовать мир, готов включаться во всё новые виды деятельности.
Эксперты считают, что в развитии самостоятельности у ребенка могут быть намечены три ступени.
Первая ступень – это когда ребенок действует в обычной для него обстановке, в которой вырабатывались основные его привычки и навыки, без напоминаний, побуждений и помощи со стороны взрослого. Ребенок сам убирает за собой игрушки после игры; сам идет мыть руки перед едой; сам говорит вежливые слова: «спасибо» и «пожалуйста».
Вторая ступень – это когда ребенок самостоятельно использует полученные навыки в необычных, но похожих ситуациях: помогает убирать в комнате, носить посуду со стола после еды, проявлять признаки вежливого отношения к посторонним людям, например, показать гостю как пройти в комнату и предложить ему присесть на диван.
Третья ступень – ребенок твердо усвоил все правила и приобретенные навыки. Умело ориентируется в создавшейся той или иной ситуации, способен правильно организоваться в любых условиях. Такая позиция дисциплинирует детей, и они выгодно смотрятся в глазах взрослых.
Основной принцип Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». Мы не можем насильно ускорить созревание нервных клеток, но можем создать условия для их оптимального развития, например, давая малышу работать в зоне УПЖ.
Что же дают упражнения практической жизни детям? Почему именно с них начинается работа в Монтессори - группе?
1. Адаптация. Упражнения практической жизни по Монтессори помогают дошкольнику адаптироваться к среде и подготавливают его к реальной жизни в обществе. Это делает малыша независимым и даёт ему чувство собственной значимости.
Презентации в зоне УПЖ подобраны и составлены таким образом, что они помогают детям быстро адаптироваться не только в группе, но и в социуме. Дошкольник начинает знакомство с групповым помещением с привычных ему вещей и видов деятельности, которые он потом легко может делать дома сам, например, сметать пыль со стола, подметать пол, накрывать на стол, вытирать пролитое. Родители нередко запрещают детям помогать взрослым: стирать, гладить, чистить обувь, накрывать на стол (иногда из соображений безопасности) тем самым заглушая его инициативность и самостоятельность) В среде Монтессори ребёнок совершенно свободно занимается «взрослыми» делами наравне с мамой и папой, с воспитателем. Малыш не играет в игрушки, а живёт нормальной жизнью, выполняя повседневные обязанности. Допустим, поливает цветы или моет зеркало, вытирает пыль или гладит бельё. ( многие замечают что дети любят повторять за взрослыми: наливать самостоятельно себе воду, чай, накрывать на стол и т. д., но мы им этого делать дома не даем, так как боимся, что рассыпит, разольёт, обожжется и т. д., тем самым заглушая его инициативность и самостоятельность)
2. Социализация.
Монтессори-материалы УПЖ помогают детям социализироваться. С одной стороны, поливая цветы, убирая класс, малыши выполняют это для других. С другой, они делают это для себя, например, причёсываясь или одеваясь. Но и во втором случае они решают задачу выглядеть опрятно — так, как это приемлемо в обществе, то есть учатся адекватно представлять себя другим.
Многие материалы в зоне ПЖ взаимосвязаны между собой, что приводит к установлению связей между детьми. Например один ребенок любит разливать воду, а другой очень любит работать с губкой. Они договариваются между собой работать вместе. Один льет воду на поднос, а другой собирает ее губкой.
3. Развитие контроля и координации движений. Психофизиологическая подготовка.
В работе с сенсорным, языковым и математическим материалом дети задействуют сложные когнитивные процессы, которые не возникают по мановению волшебной палочки в их голове, а должны созреть постепенно. Помогают в этом практические знания для жизни, полученные в УПЖ.
Для выполнения сложных упражнений, ребенок должен научиться концентрировать свое внимание. В этом ему на начальном этапе могут помочь УПЖ такие как стирка, мытье стола.
Для развития инициативы детей нужно :
Создать развивающую среду, исходя из потребности и интереса ребенка сегодня,
здесь и сейчас, ведь для того чтобы ребёнок развивался, образовывал себя уму необходимо создать условия, «подкидывать «уголёк» в топку его ума
Вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил (сюда входит презентация упражнения)
Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Всё довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но в своём собственном ритме, согласно своим индивидуальным потребностям.
Исходя из нашего опыта мы Вам советуем:
не ставьте перед собой цель воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребёнка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребёнка.
Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.
Разговаривайте с детьми обо всём и везде – разговоры с детьми, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия
не нагружайте детей знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше занимайтесь изучением и освоением того, что нужно и интересно ему сейчас.
Действуйте по интересам детей.
радуйтесь каждому успеху детей и хвалите их!
самого раннего детства предоставьте ребёнку как можно больше самостоятельности в быту и не забывайте, что высокий интеллект – это ещё не самое главное в жизни.