Светлана Александровна Мажова
Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»
▼ Скачать +Заказ
Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся гуманистическая направленность и учет индивидуальных особенностей обучающихся. Одной из наиболее ориентированных на самостоятельность и индивидуальность ребёнка технологий является педагогическая система, разработанная Марией Монтессори.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Монтессори-метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Принципы педагогики Монтессори активно внедряются в российские детские сады и применяются родителями в домашнем образовании.
Мария Монтессори являлась одной из первых женщин врачей в Италии и проходила практику в клинике с детьми, которым был поставлен диагноз «умственная отсталость». Монтессори выявила, что эти дети по большей части не имеют нейропсихических отклонений, а являются педагогически запущенными, т. е. у них не было возможности и условий для развития. В начале ХХ века начала складываться воспитательная система Монтессори, в Италии открылся основанный ею «Дом для детей». Его воспитанники в ходе реализации данной системы показывали уровень мыслительных и двигательных навыков, превосходящий данные сверстников из обычных школ. Идеи Монтессори обсуждались во всей Европе, проникли в дореволюционную Россию: функционировали курсы по ознакомлению с методом, открывались детские сады-Монтессори, дочь писателя Льва Толстого использовала элементы педагогической системы в яснополянской школе. Но в 20-е годы большевиками был наложен запрет на популяризацию иностранных методик, образовательные учреждения по Монтессори закрылись. Лишь в конце ХХ века произошло переосмысление наследия Марии Монтессори и на основе его принципов вновь начинают работать детские сады и школы.
Монтессори-метод– это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка.
В основе концепции Монтессори-педагогики лежит положение о детстве как особом периоде в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребёнок воспринимался как маленькая копия взрослого и считалось, что его нужно научить следовать некоему общественному образцу, то в гуманистической педагогике каждый ребёнок – уникальный субъект образования.
Цель работы детского сада по программе Монтессори – создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.
Роль педагога в Монтессори-садах отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства.
«Универсальные характеристики детства», согласно М. Монтессори, заключаются в следующем:
Ребёнок наделён внутренними «помощниками» саморазвития;
Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению;
Ребёнок учится через игру-работу;
Ребёнок стремится быть независимым;
Ребёнок проходит через определённые этапы развития.
Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под качеством, называемом детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта.
Монтессори-педагоги эффективно используют знание о внутренних «помощниках» детей. В Монтессори-группе детского сада воспитатель регулярно демонстрирует способы взаимодействия с различными материалами – рано или поздно образы визуальной памяти ребёнок использует в самостоятельной деятельности, попробует повторить. Осуществляется также демонстрация способа контроля ошибок: ребёнок обращается за помощью в случае неудачи в упражнении, педагог не исправляет ошибку, но помогает её обнаружить, устранить и прийти к желаемому результату воспитаннику самому.
Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка.
В Монтессори-центрах те действия с предметами, которые в традиционных садиках часто считаются потенциально опасными для детей или нарушающими «рабочую» тишину, расцениваются как необходимые к изучению и освоению.
Если ребёнок хочет провести опыт со стеклянными сосудами – это разрешается, он научится обращаться с ними бережно, а если разобьёт – во-первых, на своей ошибке получит представление о хрупкости стекла, во-вторых, потренируется аккуратно убирать осколки. Ребёнок передвигает стул во время занятия, шум мешает другим детям – наглядный пример для малыша, почему надо соблюдать тишину в учебном помещении, и стимул тренироваться передвигать мебель тише.
Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта:
Личностно-ориентированная модель образования:
- Монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
Воспитание всесторонне развитой личности:
- в Монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие
Монтессори - материалы.
Монтессори-материал представляет собой часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению. М. Монтессори сама изобрела многие пособия: шершавые буквы и цифры, пирамидки, кубики и др.
Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста по Монтессори.
Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого) беспомощного существа стать личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это особая форма сознания («впитывающий разум») и сенситивные периоды восприятия мира. Задача взрослого – создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно.
Главной возрастной задачей ребенка от 3 до 6, по образному выражению Марии Монтессори, является «строительство самого себя». Именно в это время протекают все сенситивные периоды его развития. На основе развивающегося умения правильно пользоваться органами чувств, речью и движениями происходит внутреннее накопление ясных представлений о мире и постепенно формируются обобщенные понятия. Выучившись в этом возрасте управлять собой, ребенок выстраивает механизм мышления, самой сложной формы человеческой деятельности. В последующие 2-3 года, пережив фазу активного самостроительства и большинство сенситивных периодов, дети становятся на позицию исследователей окружающего мира. Посредством воображения и собственной деятельности они создают в сознании более или менее полный образ природы и культуры, а также своего места в социальном окружении.
Переход на следующую ступень образования в начальную школу у каждого ребенка происходит в зависимости от его индивидуальных особенностей развития. Так, один ребенок поступает в школу в 6,5 лет, а другой остается в детском саду до 7,5–8 лет.
Выделение сензитивных периодов – важное положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в детском саду.
Сензитивный период– это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Но сензитивные периоды также индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.
На основании среднестатистических данных можно выделить приблизительные временные рамки сензитивных периодов.
0-3 года – чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени
0-6 лет – восприятие языка и развитие речи
0-5,5 лет – сенсорное развитие
1-4 года – развитие движения и действий
2,5-6 лет - развитие социальных навыков
1,5-2,5 года – восприятие маленьких предметов
Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка предметную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов – сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки, деталей, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.
Упражнения, разработанные в рамках Монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. Например, группа упражнений речевых и по освоению грамоты предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка.
Организация пространства в детском саду по системе М. Монтессори.
Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важным условием выступает благоприятная пространственная обстановка. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.
Мебель и оборудование в Монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка – создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.
Помещение Монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:
- Жизненная практика или «упражнения практической жизни»;
- Сенсорика/развитие мелкой моторики;
- Математика;
- Языковое развитие;
- Естественно-научное/космическое развитие;
- Крупная моторика/двигательное развитие.
Зона «упражнения практической жизни» является наиболее важной для саморазвития детей раннего возраста. Здесь должны находиться настоящие предметы бытовой жизни (не игрушки, не бутафорские копии): сосуды, столовые приборы, полотенца, губки и тряпочки, мыло, неструктурированные вещества (соль, сахар, мука, продукты. В уголке жизненной практики дети учатся самообслуживанию: умыванию, уборке, мытью посуды и овощей/фруктов, приготовлению пищи. Для тренировки в самостоятельном одевании в зоне «упражнений практической жизни»; имеются специальные тренажёры (рамки или бизиборды) с закреплёнными на них застёжками, пуговицами, липучками, шнурками.
В зоне сенсорного развития дети 1,5-5 лет совершенствуют восприятие объектов окружающего мира различными способами. Материалы сенсорного уголка учат ребёнка концентрировать внимание на основных признаках предмета, развивают мелкую моторику – через них закрепляются навыки владения небольшими инструментами и предметами, необходимые для освоения письма и творческих видов деятельности в дальнейшем.
Перечень материалов сенсорной зоны:
для определения величины предметов: башня из кубиков (розовая башня, набор цилиндров разного размера, коричневая лестница (из блоков, красная штанга, триномиальный куб;
для развития цветового восприятия: таблички разных цветов и оттенков;
для развития осязания: образцы тканей, шершавые таблички;
для развития слуха: звонки, шумовые коробочки и цилиндры;
для развития восприятия на ощупь (стереогностики): предметы различных геометрических форм и пропорций, «волшебный мешочек», сортеры;
для развития обоняния: коллекция запахов (баночки с отверстиями, содержащие различные пахучие вещества — кофейные зёрна, засушенные цветы, цедру лимона, ватки с эфирными маслами, можжевеловые бусины);
для развития вкуса: баночки со съедобными наполнителями.
Зона математики организуется в тесной взаимосвязи с зоной сенсорики. Начальные математические представления дети получают через изучение конкретных материалов (не абстрактных цифр и знаков):
веретёна: учат счёту в пределах десятка и способствуют формированию понятия «количество»;
красно-синие штанги: используются для обучения навыку простых вычислительных операций (сложение, вычитание, умножение, деление);
досочки Сегена: способствуют развитию представления о геометрических фигурах (доски с фигурками-вкладышами, обучению счёту (доски с цифрами);
золотые бусины: обучение счёты до ста, арифметическим действиям.
В уголке родного языка ребёнок пополняет активный словарный запас, пробует составлять небольшие рассказы. Зона языкового развития также организуется на материале, совершенствующего сенсорное восприятие: вырезанные из песчаной бумаги буквы, карточки с различной поверхностью с изображением букв и картинок для развития речевых способностей. Обучению письму способствуют рамки для штрихования и подвижный алфавит. Для обучения интуитивному чтению существует подборка коробочек с фигурками, таблички с подписями предметов в помещении, простые книжки.
Зона познания окружающего мира часто называется в Монтессори-педагогике космической. Занятия в рамках изучения естественно-научной области строится по принципу «от конкретики к абстракции». Педагог демонстрирует какое-либо явление окружающего мира и даёт детям возможность самостоятельно сделать заключение об увиденном. Например, прикрепляет на географической карте фишки с изображением животных и растений, а дети делают вывод, какие представители флоры и фауны любят холодный климат, а какие из них теплолюбивы. В космической зоне воспитанники формируют представления о географии, зоологии и ботанике, космосе, о научных способах познания мира (опыты и эксперименты).
Зона двигательной активности в Монтессори-группе организуется на отдалении от других уголков развития, иногда – в смежном помещении. Здесь находится небольшой спортивный комплекс для развития крупной моторики и координации движений. Особенно важна зона физической активности для воспитанников с двигательными нарушениями. Дети тренируются в лазании, выполнении прыжков и качании, в удерживании равновесия.
Также в помещении группы организуются дополнительно зоны изобразительной деятельности и музыкального развития. Здесь дети развивают творческие способности, учатся выражать эмоции в образах продуктивного творчества (рисование, лепка, аппликация) и посредством музыкальных видов деятельности (в музицировании, танце, пении). Занятия в творческих зонах также строятся по принципу свободы выбора материалов и способов действия.
Зоны развития по программе Монтессори похожи на уголки предметно-развивающей среды в традиционном детском саду. Однако в Монтессори-садике большее внимание уделяется развитию сенсорного восприятия воспитанников и действиям с конкретными материалами, даже при изучении абстрактных областей познания (таких как «грамота», «математика», «космос»).
Элементы методики Монтессори используются также воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных Монтессори-занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.
Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия: за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного.
Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики (сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей) на материалах для развития математических способностей.
Монтессори-материалы можно изготовить своими руками. Это могут быть:
развивающие рамки и доски с застёжками;
фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
цветовые таблички из картона или плотного фетра;
контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из
плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).
Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:
Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.);
Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом;
Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка;
В Монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др. ;
Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.
Основные формы работы в детском саду Монтессори:
Свободная работа детей.Каждый ребёнок в праве выбрать место, Монтессори-материалы и способы действия для саморазвития.
Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности детей Монтессори-педагог проводит занятия с отдельными воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным материалом.
Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми, которая предваряет и завершает свободную работу в Монтессори-группе. Ниже эта форма работы будет рассмотрена подробно.
Творческие занятия в подгруппах. Это музицирование, художественное творчество, инсценировки, кулинарные занятия.
Групповые события: экскурсии, праздники, коллективное экспериментирование и работа в рамках проектной деятельности.
Педагогический процесс в Монтессори-группе начинается с проведения «дидактического круга». Монтессори-круг – это коллективное занятие, направленное на поддержание общего ритма группы. Круг проводится ежедневно в одно и то же время, что важно для восприимчивости младших дошкольников к упорядоченности временных отношений. Длительность такого занятия составляет 15–20 минут и имеет чёткую структуру:
Движение по линии. Дети завершают свои занятия, становятся в круг, начинают движение по линии – она может быть отмечена наклейками или цветным скотчем на ковре. Фоном возможно включение аудиозаписи: спокойной инструментальной мелодии, отрывка из классического произведения. Движение по линии сопровождается плавными движениями, выполнением дыхательной гимнастики.
«Урок тишины». Этот термин введён самой Марией Монтессори и предполагает развитие у детей способности контролировать своё состояние и прислушиваться к движениям окружающего мира. Для урока тишины существует множество упражнений. Например, сесть, приложить руку к сердцу, закрыть глаза и обратить внутренний взор на своё состояние. Упражнения для урока тишины могут быть направлены на способность устанавливать зрительный контакт. Например, упражнение «Договоримся глазами»: дети смотрят на педагога, который держит мячик, педагог выбирает одного из воспитанников и, когда зрительный контакт с ним устанавливается, катит мяч в его сторону.
Фронтальное упражнение. Часто это ритмические упражнения под музыку (с колокольчиками, погремушками, бубнами) или с мячиком. Если круг имеет двигательную направленность, коллективное упражнение заключается в исполнении хоровода или другого танца, выполнении пальчиковой гимнастики. Познавательный круг предполагает показ презентации, обсуждение образовательной темы недели.
Коммуникативная игра («Я начну, а ты продолжи», «Назови противоположное» и др., разучивание стихотворения или песенки, ритмопластика. На этом этапе развиваются речевые способности детей.
Технология М. Монтессори богата частными идеями, которые используются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках.