Татьяна Скопцова
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач в дошкольном образовании является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов, родителей и детей. В результате у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее на практике.
Проектная деятельность содержит:
-анализ проблемы;
-постановка цели;
-выбор средств её достижения;
-поиск и обработка информации, её значение и синтез;
-оценка полученных результатов и выводов
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на следующих принципах: основное внимание уделяется ребенку;
соблюдение индивидуального темпа работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха;
базовые знания усваиваются легче из-за своей универсальности.
Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы: "почему", "как" и т. д. Дошкольник не слушает то, что говорит ему воспитатель, но и сам становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Задача воспитателя - создать условия для самостоятельного поиска ребенком ответов. Далее дошкольник включается в проектную деятельность и вместе с педагогом проводит эксперименты и т. д. Затем ребенок показывает результат своей исследовательской деятельности и рассказывает, как он понял тему. Воспитатель также предлагает интеллектуальные игры для закрепления изученного материала.
Дети седьмого года жизни обладают хорошим словарным запасом; в этом возрасте они способны к систематизации и классификации. Исходя из этого, проектная деятельность детей подготовительной группы носит познавательно-исследовательский и творческий характер; она становится более продолжительной, может активно развиваться, приостанавливаться на какой-то промежуток времени и снова нарастать по мере активности детей.
В целом при работе над проектом воспитатель:
• помогает детям в поиске идей проекта, формирование интереса и мотивации;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поощряет воспитанников;
• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы над проектом.
Правила успешности проектной деятельности:
• среди участников нет лидеров, все равны.
• все участники должны получать удовольствие от общения друг с другом, поощрение творческой активности.
• каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
• все должны проявлять непосредственное участие и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих партнеров».
• ответственность за конечный результат несут все участники проекта.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за того, что н в проектной деятельности присутствует ключевой признак - самостоятельный выбор.
Развитие творческих способностей и переход акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости обдуманного выбора и планирования деятельности для достижения наилучшего результата. Подсознательно формируется чувство ответственности: учащийся пытается доказать, самому себе, что он сделал верный выбор. Также нам следует отметить, что стремление самоутвердиться является одним из главных факторов эффективности проектной деятельности. Во время решении практических задач естественным образом формируются отношения сотрудничества с преподавателем, так как для каждого из них задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно интенсивно это проявляется именно на задачах, сформулированных самим обучающимися.
Детей подготовительной группы привлекают долгосрочные проекты, поскольку они заинтересованы в длительном сотрудничестве и их интересует не только результат, но и сам процесс совместной познавательно-исследовательской и творческой деятельности.
В подготовительной группе при осуществлении проектной деятельности можно использовать различные современные технологии, такие как технология ИКТ, технология познавательно-исследовательской деятельности, технология сотрудничества, технология кейсов.
Сочетание различных технологий при осуществлении того или иного проекта приводит к активизации всех психических процессов, деятельность детей становится более разнообразной и творческой.
Таким образом, благодаря внедрению проектной деятельности в образовательный процесс происходит усиление мотивации самой учебной деятельности, учащиеся получают желание стремиться к саморазвитию и расширять свои знания. Грамотное ведение проектной деятельности в школе, которая представляет собой инновационную методику, способствует достижению поставленных целей образовательного процесса.