Олеся Миронец
Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве средства хранения, передачи и обработки информации, но и как средство развлечения. Одним из доступных и привлекательных способов проведения досуга стала компьютерная игра. Нельзя игнорировать факт, что значительно снизился возраст активного пользования компьютером. Дети младшего школьного возраста зачастую обращаются с компьютером лучше большинства взрослых. Общение с компьютером для многих из них заменяет обычный досуг, общение со сверстниками и родителями. Образ жизни современного ребенка значительно отличается от того, который вели его родители. Распространение компьютерных игр приобрело мировой масштаб, использование компьютера в повседневной жизни обычного человека, начиная с самого раннего возраста, оказывает влияние на развитие личности человека и перенаправляет его с традиционно житейского опыта на совершенно иной, далекий от того, с которым он имел дело в недалёком прошлом. Поскольку компьютерная индустрия в будущем будет только развиваться, а компьютерные технологии становиться все более доступными для широких слоев населения, то проблема игровой компьютерной зависимости со временем будет становиться всё более актуальной.
Публикация «Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Мой друг - компьютер
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
В психологии проблемы компьютерной зависимости от игры рассматриваются такими зарубежными исследователями, как К. Янг, Д. Гросман, M. Лорд, Л. Хьюсман, Л. Тейлор, Д. Байер, К. Юнг и др. В отечественной психологии эту проблему исследовали Н. Л. Бочкарева, О. К. Тихомиров, А. Ю. Егоров, М. С. Иванов, А. И. Липков, В. А. Лоскутова Ю. В. Фомичева, С. А. Шапкин, А. Г. Шмелев. Мнения учёных сходятся только в том, что введение в повседневную жизнь компьютеров вместе с пользой породило и ряд проблем, среди которых громче всех заявляет о себе игровая компьютерная зависимость.
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется этой проблеме. Исследуется деструктивное влияние компьютерных технологий на психофизиологическое и социальное развитие младших школьников. Мнения ученых, психологов и педагогов различны. Имеющиеся научные исследования и их авторы приводят различные доводы как в пользу позитивного влияния компьютерной игры на личность, так и негативного. Поэтому нельзя дать однозначный ответ на вопрос: компьютер вреден для ребенка или полезен? Споры об этом ведутся давно на различных социальных уровнях и не утихают по ряду причин. Родители считают компьютер - средством обучения, а для детей компьютер - универсальный игровой механизм, который удовлетворяет их игровые потребности и желания.
Особое место среди компьютерных технологий и продуктов принадлежит компьютерным играм. Они распространились настолько глобально, что сегодня трудно найти человека, который бы ни разу в них не играл, несмотря на то, что появились сравнительно недавно – в середине прошлого века. Всего лишь десятилетие назад в компьютерные игры играли преимущественно взрослые и подростки. Сегодня разработано множество обучающих и коррекционно-развивающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста, развивающих внимание, память, воображение, пространственное мышление, логику, скорость реакции. Виртуальный мир насыщен яркими и красочными зрительными образами, которые так притягательны для ребенка. Компьютер, не обладая эмоциями, способен вызывать эмоции у детей. Электронная игрушка становится инструментом, вызывающим эмоции. При этом компьютер невозможно любить как друга, питать к нему тёплые чувства или чувства вообще. Компьютер создает функциональный субъект. А полноценную эмоциональную жизнь, чувства и мысли создаёт межличностное общение. Определяющее значение приобретает то, какие игры выбираются для детей взрослыми. Если предоставить этот выбор самому младшему школьнику сложно будет избежать негативных последствий.
Первые упоминания о социальных и психологических проблемах у компьютерных игроков появились в конце восьмидесятых начале девяностых годов двадцатого века в странах Западной Европы и США. И лишь спустя пятнадцать лет данная проблема становится актуальной и в нашей стране. С каждым годом детей страдающих игровой компьютерной зависимостью становится больше. Во многих странах мира на общественном и правительственном уровнях предпринимаются меры по её профилактике.
Влияние компьютерных игр на развитие детей имеет неоднозначный характер. Оно скорее двойственное. Более чем за два десятилетия изучения влияния компьютерных игр на человека многими учеными было доказано, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Все воздействия можно поделить на три основных аспекта: физиологический - влияние на развитие физического состояния и здоровье человека; психологический - влияние на психику человека; социально-педагогический - влияние на социализацию.
К. Грин изучал физиологическое воздействие компьютерных игр на человека. Его исследования доказали, что у активных игроков лучше развиты зрительное внимание, память и быстрота обработки зрительной информации. Также развита мелкая моторика, аккуратность и внимательность. В двигательных компьютерных играх происходит сжигание калорий, что можно приравнять к физической разминке. Тем не менее, не стоит забывать, что компьютерные игры могут оказывать и отрицательное влияние на физиологическое развитие. У детей могут возникнуть метаболические нарушения, повреждения суставов рук, развитие эпилепсии, и т. д. Длительное бесконтрольное нахождение за компьютерной игрой может приводить к нарушениям аппетита и сна, к истощению организма в-целом. Что и случилось с игроками известной онлайн-ролевой игры "FinalFantasy XI", которые падали в обморок от истощения. Некоторым не удалось избежать госпитализации в процессе битвы с главным игровым монстром. Игра длилась восемнадцать часов подряд. В результате данного инцидента разработчики всех онлайн-игр были вынуждены принять решение о значительном снижении времени поединков.
Неоспоримым фактом является влияние компьютерных игр на детскую психику. Они могут влиять положительно на протекание некоторых психических процессов: развитии логического мышления, памяти, быстроты реакции. Их широко применяют при реабилитации пациентов с инсультом, при лечении астмы и диабета у детей. С их помощью производится диагностика фобий и расстройств внимания, а также общетерапевтическая диагностика. Говоря об отрицательном влиянии на детскую психику, исследователи отмечают взаимосвязь агрессивного поведения и компьютерных игр. К. Андерсон выделяет психологическое возбуждение при игре в жестокие игры, отмечая резкое возрастание агрессивных реакций в процессе игры. Однако такие зарубежные ученые, как Л. Бенсли и М. Грифитс опровергают эти данные и фиксируют повышение уровня тревожности лишь у детей, не достигших десятилетнего возраста. При этом отмечая снижение агрессивных реакций, вызванных игрой, по мере взросления ребенка. Исследования Л. Хьюсмана и Л. Тейлора, Д. Байера отмечают наличие кратковременных агрессивных реакций, но отрицают возможность формирования агрессивных моделей поведения в результате игровой деятельности. В обществе широко распространено мнение о том, что в агрессивном поведении детей виноваты исключительно компьютерные игры. Но наука не разделяет данное мнение. К примеру, в 1999 году причиной массового убийства в школе "Колумбайн" во всех средствах массовой информации были названы жестокие компьютерные игры, так как в них играли виновники трагедии, но никакой связи между этим событием и игрой в компьютерные игры впоследствии не было выявлено.
Изучение влияния компьютерных игр на сферу социализации показывает увеличение уровня социальной активности и социальной адаптации младших школьников. Компьютерные игроки более экстравертивны, охотнее общаются со сверстниками, что было подтверждено исследованиями венгерского ученого С. Шимаи. Они показали, что школьники, играющие в компьютерные игры, лучше налаживают социальные контакты, чем их неиграющие сверстники. С другой стороны, причиной всепоглощающего увлечения и зависимости от компьютерных игр является стремление к уединению, а также трудности в процессе реального социального взаимодействия. Следует отметить, что чрезмерная, патологическая игра характерна для лиц с нарушением мотивации, а также для игроков с заниженной самооценкой.
Многочисленные исследования российских и зарубежных учёных показали, что влияние компьютерных игр и компьютерных технологий в-целом на развитие детей младшего школьного возраста амбивалентно.
Сами по себе, отдельно от процессов психического и социального развития личности, игры не оказывают существенного воздействия на их протекание. Включенная, например, в процесс социализации личности как средство, компьютерная игра может оказывать двойственное влияние, выступая либо усилителем процесса социализации, либо фактором его тормозящим. Выделяются два типа такого взаимодействия с компьютерной игрой : аддиктивный и адекватный тип. Основным отличием данных типов является степень и характер погружения в игру, и сравнение себя с ее героем. Для аддиктивного типа взаимодействия с компьютерной игрой свойственна высокая степень погружения ребенка, сильное отождествление себя с героем. Дети погружаются в мир компьютерной игры больше, чем в реальную жизнь, учатся преодолению трудностей не в живом общении, а при помощи виртуальных героев. Чувство избыточной безопасности во внешнем мире усиливает тягу к риску у юного игрока, чтобы чувствовать себя значительным, жажда приключений зовёт его по ту сторону реальности. Для адекватного типа характерна более низкая степень погружения и отождествления себя с героем компьютерной игры.
Таким образом, одни и те же компьютерные игры могут провоцировать развитие игровой компьютерной зависимости у одного игрока и способствовать социализации у другого. Причинами формирования могут являться внутренние и внешние факторы. Внутренние определяются особенностями психики и характера младших школьников : нервно-психическая неустойчивость; ярко выраженные типы акцентуаций характера (шизоидный, истероидный, эпилептоидный, неустойчивый); особенностями поведения и межличностного общения. Внешние факторы характеризуются воздействием социальной среды и условиями, мешающими реализации широкого круга форм поведения.
Учёные сходятся во мнении, что чем выше степень увлечения компьютерными играми, которая проявляется в частоте и продолжительности игры за компьютером, тем больше вероятность формирования зависимости у младших школьников. Исследователи данной проблемы - М. Гриффите, Ю. В. Фомичева, Ю. М. Евстигнеева, Л. И. отмечают наличие личностной предрасположенности к увлечению компьютерными играми как к выбираемому средству развлечения. С увеличением игрового опыта взаимосвязь между личностными особенностями и игровой компьютерной активностью усиливается. Отсюда следует, что заинтересованность компьютерными играми возрастает по мере взросления ребенка. Период с третьего по четвертый класс является началом резкого изменения отношения к компьютеру. В это время ослабевает контроль родителей и увеличивается возможность доступа к компьютеру. Если этот процесс не будет сопровождаться правильным педагогическим воздействием, бесспорно, негативные последствия неизбежны. Мнение родителей представляется неоднозначным: большинство считают компьютерные игры вредными, и примерно треть – полезными. Большинство педагогов сходятся в том, что чрезмерное увлечение компьютерными играми оказывает отрицательное влияние на развитие детей, но и признают, что компьютер оказывает помощь в обучении.
Несомненно, что проблема игровой компьютерной зависимости сохранит свою актуальность ещё долгое время. Будет возникать необходимость постоянного совершенствования средств ее профилактики и коррекции. Коррекционные программы по борьбе с игровой компьютерной зависимостью строятся на базе реабилитационных методик с другими зависимостями (алкогольной, наркотической).Специалисты нередко совмещают когнитивно-поведенческую терапию с медикаментозным лечением. В реализации данных программ наблюдается явный уклон в сторону устранения последствий игровой зависимости, а не предотвращения причин её возникновения. В результате чего снижается их продуктивность. Немногие исследователи ставят вопрос о необходимости осуществления общей психолого-педагогической профилактики игровой зависимости на базе школ, несмотря на явную её необходимость. В этой работе можно выделить три основных направления: работы с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. Основным направлением должна быть профилактическая работа с младшими школьниками. Она предполагает по своему содержанию психолого-педагогическое просвещение, формирование рефлексивной позиции через личностное включение в социально значимую деятельность. А также формирование и коррекцию ценностных ориентаций, жизненного самоопределения и навыков поведения, препятствующих развитию игровой компьютерной зависимости. Профилактика может вестись в различной форме: консультации, тренинги, сюжетно-ролевые игры. Возможны спортивно-туристические мероприятия с использованием анализа ситуаций и деятельности. Имеют успех и конструирование ситуаций выбора и успеха, игровое проектирование, творческая работа, решение социальных ситуаций, трудотерапия и др.
Не стоит полностью запрещать и обвинять компьютерные игры во всех бедах человечества. Ведь при умелом использовании они могут являться незаменимым инструментом в развитии детей. Главная задача современной педагогики и психологии в данной области - разработать средства, позволяющие формировать внутреннюю устойчивость к игровой компьютерной зависимости. Следует помнить, что будущее человечества за компьютерными технологиями, и тот, кто не сможет освоить их с детства, окажется за пределами научно-технического прогресса, изолированно от информационного общества. В начале второго десятилетия XXI века нужно начинать готовить детей к активному и адекватному взаимодействию с компьютерными технологиями и понимать, что игровая компьютерная зависимость у детей младшего школьного возраста чаще всего возникает из-за недостатка внимания, получаемого от родителей, если они не интересуются жизнью и увлечениями ребенка, его внутренним миром. Компьютерная зависимость вызывает у окружающих осуждение, что еще больше усугубляет детско-родительский конфликт, вследствие которого ребенок ищет утешения и самоутверждения за компьютерной игрой. Ребенку нужно донести, что компьютерные игры - не альтернативный мир, а всего лишь часть жизни. Чем ярче насыщеннее будет реальная жизнь вашего ребёнка, тем меньше у него будет желания жить жизнью виртуальной.