Искалеева Марьям Жаксыбаевна
Разговор о важном в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ДЕНЬ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»
Цель занятия: формировать у воспитанников общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.
Структура занятия:
Мотивационная часть
Воспитатель:
Вокруг всё было тихо,
И вдруг — салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут.
На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат «Урра»!
Любуются
На праздничный Салют!
(О. Высотская)
Посмотрим видеофильм и ответим на вопрос: какие события в жизни страны отмечают салютом?
Демонстрация кадров кинохроники «Салют. Снятие блокады Ленинграда».
Воспитатель: Салютом всегда отмечают знаменательные события в жизни страны: победы, научные открытия, государственные праздники. Два кадра этого видео как будто остановили моменты происходящего салюта. Рассмотрите их. Расскажите, как происходит салют? Чему радуются люди? Какие чувства возникают у людей, когда они празднуют победу?
Воспитатель: Салют, который вы сейчас увидели, состоялся 80 лет назад в 1944 году в честь снятия блокады Ленинграда.
Рассмотрите карту, что такое блокада?
Воспитатель: Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили Ленинград, так назывался во время Великой Отечественной войны город Санкт-Петербург. Блокада Ленинграда продолжалась ровно 872 дня, но город выжил и победил!
Основная часть:
Воспитатель: Рассмотрим фотографии. Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады? О чём рассказывают фотографии того времени?
Воспитатель: Блокадный Ленинград. Засыпанные снегом и замороженные городские трамваи. Забор воды из проруби на Неве. Дорога жизни – единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Мы сегодня не можем себе представить, что в «Булочной» или в магазине «Хлеб» нас встречают пустые полки. А тогда, во время блокады Ленинграда, чтобы получить хлебный паёк, нужно было предъявить карточку на хлеб. Самая низкая норма хлеба пришлась на декабрь 1941 года – это было очень трудное время: ребёнок на сутки получал 125 граммов хлеба. Давайте представим, каким был кусочек хлеба в 125 граммов. Сравним этот кусочек со спичечным коробком.
Воспитатель: Рассмотрите фотографии, которые рассказывают о том, как жили граждане Ленинграда во время блокады, чем они занимались. Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась, ленинградцы сдались и только ждали эвакуации в тыл?
Воспитатель: Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград: жил и трудился. Дети учились в школе, встречали Новый год. Работали кинотеатры, художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, посвящая её родному городу, работало ленинградское радио.
Воспитатель: Да, в очень тяжёлых условиях, город жил и сражался! Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и мужества всех его жителей.
Посмотрим видео о том, как советские войска прорвали блокаду Ленинграда.
Демонстрация видео «Операция «Искра»».
В январе 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. В ней участвовали: танковая бригада Ленинградского фронта, стрелковые дивизии Волховского и Ленинградского фронтов, Ладожская военная флотилия. Было освобождено от врага всё южное побережье Ладожского озера; восстановлено сухопутное сообщение с Северной столицей, освобождён ещё один город на Неве – Шлиссельбург. Но борьба с фашистами не закончилась. И только 27 января 1944 года блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня, была полностью снята.
Воспитатель: Ленинград — единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.
Расскажите, почему мы обязательно будем помнить об этих страницах истории нашей Родины? Ответы воспитанников.
Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта, который ребёнком пережил блокаду. Как он отвечает на вопрос: нужно ли помнить всё, что было?
Опять война, опять блокада…
Быть может, нам о ней забыть?
Мне часто говорят: не надо,
Не надо память бередить.
Но для того, чтоб на планете
Не повторялось той войны,
Мне надо, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы…
(Ю. Воронов)
Заключительная часть.
Воспитатель: Блокада снята, город свободен. Впереди – восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь каждый считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда. И после своей основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли восстанавливать свой любимый город.
Воспитатель: Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы. Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить.