Симакова Наталья
Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти,мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В дидактических играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А. Н. Леонтьев:
“Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Проводить игры желательно от простого к сложному, игра должна соответствовать возрасту и развитию ребёнка. В ходе этих игр взрослый развивает мышление, речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально.
Предлагаем вашему вниманию несколько дидактических игр.
«Корзина с цветами»
Цель: закреплять с детьми основные цвета, развивать мышление, моторику рук.
«Пирамидка»
Цель: развивать мышление, мелкую моторику пальцев, умение сравнивать и анализировать.
«Найди пару – автомобили»
Цель: развивать мышление, учить находить одинаковые предметы, учить сравнивать предметы, закреплять (изучать) основные цвета.
Аналогичные игры «Жуки» и «Варежки»
«Найди пару – жуки»
«Логический куб»
Цель: учить геометрические фигуры, закреплять знание основных цветов, обогащать знания детей названиями новых цветов (розовый, фиолетовый, развивать зрительную память, учить сравнивать, развивать мелкую моторику пальцев.
«Куб большой и малый (мягкий) – домашние животные»
Цель: продолжать закреплять с детьми понятия: большой – маленький, закреплять знания домашних животных и их детёнышей, развивать тактильные чувства.
«Спрячь козлёнка»
Цель: учить с детьми геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, закреплять знание цветов, продолжать развивать мышление, вызвать желание помочь козлёнку – закрыть «дверь», что бы волк не открыл её.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым, как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.