людмила абрашина
Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Публикация «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квиллинг
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Дети с творческими способностями очень пытливые и активные. Такие дети могут самостоятельно принимать решения, которые зависят только от него самого. Дети способны создать что-то новое, оригинальное, у них у каждого свой взгляд на красоту. В творчестве у ребенка развиваются такие умственные качества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять, творческое мышление и т. д.
Если говорить о дошкольниках, то развитие у них мелкой моторики рук способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Одним из способов развития мелкой моторики пальцев рук – это конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественно-эстетическому развитию. Существует много техник по работе с бумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминание и др. Конструирование из бумаги с использованием разных техник сложный вид деятельности дошкольников, для этого у детей должны быть хорошо развиты пространственные представления.
История
Квиллинг возник еще в 14 веке, сейчас он переживает очередное рождение. Многих привлекает то, что такую красоту можно создать своими руками из бумажных полос.
Слово квиллинг пришло в русский язык из английского: quilling происходит от слова quill, что в переводе означает «перо птицы».
Альтернативными названиями этого вида рукоделия также служат такие слова как «бумагокручение» и «бумажная филигрань».
История возникновения этого вида рукоделия очень интересна и уходит своими корнями глубоко в прошлое.
Впервые заговорили о нём в 14- начале 15 века в Европе, а первые создатели украшений в этой технике были монахи.
Именно они делали очень красивые медальоны, закручивая позолоченную бумагу на кончике птичьих перьев. Именно отсюда и появилось название квиллинг.
Бумага в средневековые времена была дорогой, поэтому позволить делать поделки и украшения из неё могли только хорошо обеспеченные люди, в основном квиллингом занимались только дамы из высшего общества.
Тем более, что бумага недолговечна и считается непрактичным материалом для изготовления чего-либо.
Но в 19 веке мода на бумагокручение снова возобновляется, такой вид рукоделия становится снова популярным, и многие дамы спешат сотворить что-то особенное, причудливое и замысловатое.
В начале 20 века квиллинг снова теряет свою популярность, однако к концу века наступает некий бум.
Квиллинг не только приобрёл былую славу, но и многократно её преумножил. Мастера квиллинга во всем мире создают тончайшее объёмное бумажное кружево, которое может быть основой, как для практичных вещей, так и для духовного наслаждения.
Техника квиллинг можно создавать огромное количество вещей. Порой воображению даже неподвластны все идеи, которые легко реализуются на практике.
Поделки в технике квиллинг очень необычные, огромное количество завитков, спиралей, тугих намоток тонких бумажных полос сливаются и переплетаются в одном произведении искусства.
Цветовая палитра очень богатая, поэтому в одной работе могут быть и плавные переливы оттенков одного цвета и яркие сочетания насыщенных цветов.
Для большего разнообразия мастера по квиллингу используют не только обычные полоски бумаги, но и бумагу с бахрамой — миллиметровыми вертикальными надрезами с одной из сторон полоски.
Для выполнения работ в технике квиллинг не требуются особенные приспособление и дорогостоящие материалы. Чаще всего для любых работ в этой технике будет достаточно полос цветной бумаги и клея ПВА, в качестве основы, к которой приклеивается изделие, можно использовать картон, картон, обшитый тканью.
Дети легко овладеют этим искусством, и открывают для себя путь к творчеству, развивая тем самым их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие :
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Особенности проведения занятий
1. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет. (дети старшей и подготовительной групп.)
2. Тематика занятий рассчитана на 1-2 занятия.
3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).
4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).
5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).
6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу;
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной;
- клей;
- зубочистка;
- бумажные полоски шириной 5-7 мм;
- ножницы;
- карандаши простые;
- линейка;
- кисточки для клея;
- салфетки;
- клеенка;
-инструмент для квиллинга.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)
Программа “ Волшебный Квиллинг” рассчитана на 2 года. Продолжительность занятия составляет:
-в старшей группе- 25мин.
В подготовительной- 30мин.
Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе
В месяц в год
2 4 68 вся группа
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы поверки результатов:
• Выставки детских работ в детском саду.
• участие в интернет-конкурсах творческого мастерства,
• награждение лучших грамотами,
• отзывы родителей, создание фотоальбома детских работ.
Общие правила техники безопасности.
• Работать начинай только с разрешения руководителя.
• Применяй инструменты только по их назначению.
• Пользуясь инструментом, держи его так, как показал руководитель.
• Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
• Бережно относиться к имуществу кружка.
• Рабочее место держи в чистоте.
• Правила обращения с ножницами.
•
• 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
• 2. При работе внимательно следи за направлением реза.
• 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
• 4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
• 5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
• 6. Не режь ножницами на ходу.
• 7. Не подходи к товарищу во время резания.
• 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
• 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
•
• Правила обращения с клеем.
•
• 1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
• 2. Наносить клей на изделия аккуратно.
• 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
• 4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
• 5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
•
• Правила обращения с бумагой.
•
• 1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
• 2. Осторожно! О края бумаги можно обрезаться!
• 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Краткая характеристика процесса обучения.
Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информация о «квиллинге», которая носит познавательный характер, сведения о том какие материалы и инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает обработку бумаги и оформление аппликаций, открыток, картин.
Дети приобретают элементарные знания, умения и навыки ручной работе с бумагой. На занятиях происходит накопление практического опыта в изготовлении простых поделок, постепенно дети переходят к освоению более сложных композиций сделанных своими руками.
Данная программа является особенной, потому что она дает возможность каждому ребенку открыть для себя чудесный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои фантазию и творческие способности.
Техника «квиллинга»
Если посмотреть на технику «квиллинг», то она может показаться не такой уж и несложной. Полоска бумаги накручивается в плотный ролл или плотную спираль. Начать намотку будет удобно, накрутив край ленты на кончик острого шила. Но вместо шила, я с детьми использую специальный инструмент с раздвоенным кончиком для «квиллинга», который удобен для захвата кончика бумаги. Дальше сформировав серединку ролла, продолжать работу можно без использования инструмента. Дети могут подушечками пальцев почувствовать, правильно, ровно ли формируется рулончик, и вовремя скорректировать его. В результате должен образоваться плотный ролл меньше сантиметра в диаметре. Этот ролл и будет дальнейшей основой для многообразия всех форм. После того как ролл сняли с инструмента его необходимо распустить до нужного диаметра, используя линейку-трафарет. После этого формируется необходимый элемент для квиллинга («капля», «полукруг», «квадрат», «глаз», «треугольник», «стрела», «завиток» и т. д.). Кончик бумаги намазать капелькой клея и слегка прижать. Существует 20 элементов, но детская фантазия дает возможность придумать что-то новое, при этом у каждого ребенка реализуется своя творческая возможность.