Получи документы

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста

людмила абрашина
Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Пояснительная записка.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Публикация «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Дети с творческими способностями очень пытливые и активные. Такие дети могут самостоятельно принимать решения, которые зависят только от него самого. Дети способны создать что-то новое, оригинальное, у них у каждого свой взгляд на красоту. В творчестве у ребенка развиваются такие умственные качества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять, творческое мышление и т. д.

Если говорить о дошкольниках, то развитие у них мелкой моторики рук способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Одним из способов развития мелкой моторики пальцев рук – это конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественно-эстетическому развитию. Существует много техник по работе с бумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминание и др. Конструирование из бумаги с использованием разных техник сложный вид деятельности дошкольников, для этого у детей должны быть хорошо развиты пространственные представления.

История

Квиллинг возник еще в 14 веке, сейчас он переживает очередное рождение. Многих привлекает то, что такую красоту можно создать своими руками из бумажных полос.

Слово квиллинг пришло в русский язык из английского: quilling происходит от слова quill, что в переводе означает «перо птицы».

Альтернативными названиями этого вида рукоделия также служат такие слова как «бумагокручение» и «бумажная филигрань».

История возникновения этого вида рукоделия очень интересна и уходит своими корнями глубоко в прошлое.

Впервые заговорили о нём в 14- начале 15 века в Европе, а первые создатели украшений в этой технике были монахи.

Именно они делали очень красивые медальоны, закручивая позолоченную бумагу на кончике птичьих перьев. Именно отсюда и появилось название квиллинг.

Бумага в средневековые времена была дорогой, поэтому позволить делать поделки и украшения из неё могли только хорошо обеспеченные люди, в основном квиллингом занимались только дамы из высшего общества.

Тем более, что бумага недолговечна и считается непрактичным материалом для изготовления чего-либо.

Но в 19 веке мода на бумагокручение снова возобновляется, такой вид рукоделия становится снова популярным, и многие дамы спешат сотворить что-то особенное, причудливое и замысловатое.

В начале 20 века квиллинг снова теряет свою популярность, однако к концу века наступает некий бум.

Квиллинг не только приобрёл былую славу, но и многократно её преумножил. Мастера квиллинга во всем мире создают тончайшее объёмное бумажное кружево, которое может быть основой, как для практичных вещей, так и для духовного наслаждения.

Квиллинг для начинающих

Техника квиллинг можно создавать огромное количество вещей. Порой воображению даже неподвластны все идеи, которые легко реализуются на практике.

Поделки в технике квиллинг очень необычные, огромное количество завитков, спиралей, тугих намоток тонких бумажных полос сливаются и переплетаются в одном произведении искусства.

Цветовая палитра очень богатая, поэтому в одной работе могут быть и плавные переливы оттенков одного цвета и яркие сочетания насыщенных цветов.

Для большего разнообразия мастера по квиллингу используют не только обычные полоски бумаги, но и бумагу с бахрамой — миллиметровыми вертикальными надрезами с одной из сторон полоски.

Для выполнения работ в технике квиллинг не требуются особенные приспособление и дорогостоящие материалы. Чаще всего для любых работ в этой технике будет достаточно полос цветной бумаги и клея ПВА, в качестве основы, к которой приклеивается изделие, можно использовать картон, картон, обшитый тканью.

Дети легко овладеют этим искусством, и открывают для себя путь к творчеству, развивая тем самым их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие :

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Особенности проведения занятий

1. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет. (дети старшей и подготовительной групп.)

2. Тематика занятий рассчитана на 1-2 занятия.

3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).

4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).

5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).

6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу;

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной;

- клей;

- зубочистка;

- бумажные полоски шириной 5-7 мм;

- ножницы;

- карандаши простые;

- линейка;

- кисточки для клея;

- салфетки;

- клеенка;

-инструмент для квиллинга.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа “ Волшебный Квиллинг” рассчитана на 2 года. Продолжительность занятия составляет:

старшей группе- 25мин.

В подготовительной- 30мин.

Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе

В месяц в год

2 4 68 вся группа

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы поверки результатов:

• Выставки детских работ в детском саду.

• участие в интернет-конкурсах творческого мастерства,

• награждение лучших грамотами,

• отзывы родителей, создание фотоальбома детских работ.

Общие правила техники безопасности.

• Работать начинай только с разрешения руководителя.

• Применяй инструменты только по их назначению.

• Пользуясь инструментом, держи его так, как показал руководитель.

• Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.

• Бережно относиться к имуществу кружка.

• Рабочее место держи в чистоте.

• Правила обращения с ножницами.

• 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

• 2. При работе внимательно следи за направлением реза.

• 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

• 4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

• 5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

• 6. Не режь ножницами на ходу.

• 7. Не подходи к товарищу во время резания.

• 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

• 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

• Правила обращения с клеем.

• 1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

• 2. Наносить клей на изделия аккуратно.

• 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

• 4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

• 5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

• Правила обращения с бумагой.

• 1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

• 2. Осторожно! О края бумаги можно обрезаться!

• 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

Краткая характеристика процесса обучения.

Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информация о «квиллинге», которая носит познавательный характер, сведения о том какие материалы и инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает обработку бумаги и оформление аппликаций, открыток, картин.

Дети приобретают элементарные знания, умения и навыки ручной работе с бумагой. На занятиях происходит накопление практического опыта в изготовлении простых поделок, постепенно дети переходят к освоению более сложных композиций сделанных своими руками.

Данная программа является особенной, потому что она дает возможность каждому ребенку открыть для себя чудесный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои фантазию и творческие способности.

Техника «квиллинга»

Если посмотреть на технику «квиллинг», то она может показаться не такой уж и несложной. Полоска бумаги накручивается в плотный ролл или плотную спираль. Начать намотку будет удобно, накрутив край ленты на кончик острого шила. Но вместо шила, я с детьми использую специальный инструмент с раздвоенным кончиком для «квиллинга», который удобен для захвата кончика бумаги. Дальше сформировав серединку ролла, продолжать работу можно без использования инструмента. Дети могут подушечками пальцев почувствовать, правильно, ровно ли формируется рулончик, и вовремя скорректировать его. В результате должен образоваться плотный ролл меньше сантиметра в диаметре. Этот ролл и будет дальнейшей основой для многообразия всех форм. После того как ролл сняли с инструмента его необходимо распустить до нужного диаметра, используя линейку-трафарет. После этого формируется необходимый элемент для квиллинга («капля», «полукруг», «квадрат», «глаз», «треугольник», «стрела», «завиток» и т. д.). Кончик бумаги намазать капелькой клея и слегка прижать. Существует 20 элементов, но детская фантазия дает возможность придумать что-то новое, при этом у каждого ребенка реализуется своя творческая возможность.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

«Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» с использованием технологии ТРИЗ Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок. В. А.

Технология проектирования как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста .«Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью. Там, где нет свободного проявления.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Инновационный опыт «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мой инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Всегда найдется дело.

Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаМетафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Презентация опыта работы с элементами мастер-класса «Использование метафорического инструмента в азвитии речи детей старшего дошкольного.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 16:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем людмила абрашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД