Янкович Виктория
«Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский
Для развития словесного творчества детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских Задач (Г. С. Альтшуллер). Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью, что востребовано в обществе.
Публикация «„Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста“ с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования словесного творчества детей и начала создавать условия для работы.
Работу по составлению сказок мы начали с детьми старшей группы. Наша работа была построена по 4 этапам. Необходимой предпосылкой для речевой творческой деятельности являлось накопление детского опыта и знания разных типов сказок. Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок (копилка). Эта работа велась во второй половине дня (один раз в неделю). Для этого я использовала волшебника (театральная кукла) появляется в группе один раз в неделю. Работа с ними идет поэтапно. Волшебник знакомится с детьми, рассказывает о себе, о том, что умеет делать, играет с детьми. Анализирует сказки с целью выявления алгоритма построения сказки. В процессе этой работы познакомились со сказочными зачинами, выявляли черты характера разных героев. Познакомились с понятием междометия. Развивали умение использовать в речи междометия выразительные слова, характерные для какого-либо свойства характера. Обсуждали с детьми смысл пословиц и поговорок. Играли в различные игры(«Назови героя», "Черное-белое”, «Волшебные часы», "Теремок" и т. д.). Это позволило детям усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста.
Второй этап – решения сказочных задач. При решении сказочных задач дети решают противоречия, которые возникают между персонажами сказок, стремятся с идеальными результатами достичь идеального результата. Главное при решении сказочной – не изменить или минимально изменить сюжет сказки.
Третий этап – создание сказки. Мы рассмотрели с детьми модели составления сказок :
• модель составления сказки с помощью метода "Каталога",
• модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа",
• модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",
• модель составления сказки с помощью ТПФ,
• модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника" .
Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимание, что большой интерес у детей моей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода «Каталога» и «Системного оператора».
Четвёртый этап – издание детских сказок. Рассмотрев книги, дети сделали вывод: для того, чтобы издать книжку со сказками, надо оформить обложку (автор, название, текст сопроводить картинками (рисунками). Так у нас в группе появились книжки с творчеством детей.
Выводы: Хочется отметить, что дети на занятиях стали более активными, заинтересованными. Расширились их знания о рукотворном мире, обогатился словарный запас. Обсуждая предложенные ситуации, многие дети уже не только оценивали поступки, но и пытались их мотивировать. Так в начале учебного года, характеризуя сказочного героя, дети употребляли в основном такие слова : плохой, хороший, злой, добрый. Сейчас, рассказывая о героях сказки, они называют свойства характера: хитрый, доверчивый, завистливый, ленивый, мудрый, трусливый, жадный, болтливый, терпеливый и т. д. Даже замкнутые, стеснительные дети, играя в сказку, участвуя в играх-драматизациях, стали чувствовать себя более уверенно, свободно, расширились их коммуникативные способности. Мы объясняем это широким использованием различных форм и методов работы со сказкой, интеграцией её с различными видами деятельности.
Задачи на будущее:
1. Продолжать использовать сказку – как средство развития связной речи детей.
2. Продолжать формировать представление о морально-этических качествах человека, нормах и правилах поведения.
3. Включать в работу ознакомление с алгоритмами разные типы сказок.
4. Искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества.