Папки-передвижки

Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста (1 фото)

Анна Шуткова
Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация опыта работы с элементами мастер-класса

«Использование метафорического инструмента в

Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

азвитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: презентация опыта работы с метафорическими картами в контексте развития речи детей старшего дошкольного возраста.

1. О метафорических картах

Публикация «Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Изначально метафорические ассоциативные карты являются ПРОЕКТИВНОЙ методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.

ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.

Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Процесс обучения использования карт прост и доступен не только квалифицированным специалистам.

КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ

Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам, или – вербализовать, что само по себе влечет терапевтический эффект.

Метафорические карты в работе:

Запускают цепь ассоциаций

Порождают проекции

Позволяют выразить себя через метафору

Помогают организовать терапевтическое взаимодействие

2. Применение метафорических карт в работе с дошкольниками.

Не каждый ребёнок придя на занятие может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы.

В работе с детьми может быть использована любая колода, но при условии выборочного предъявления карт.

В своей работе я применяю следующие колоды карт «Разбуди своё воображение», «Дерево», «Saga», «ECCO», «Из сундука прошлого», набор «Она», «Гномс» игра для развития эмоционального интеллекта.

Приёмы и техники работы

1. Составление историй, рассказов

- Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.

- Составление индивидуальных историй из 3-х карт, выбранных в открытую или в слепую.

- Внесение изменения в привычный сюжет- «как измениться история, если вдруг…»

2. Создание картин социальной ситуации ребёнка

Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.

3. Дорисовка

Карта воспринимается как сюжет большой картины, которую предлагается дорисовать.

4. Сопровождение изменений

Принятие новой роли, сформированная мотивация к изменениям- задачи, которые можно решить с помощью метафорических карт.

- каким я был;

- какой я сейчас;

- каким я хочу стать.

5. Представление проблемы с разных точек зрения

Техника «Очки». Она предполагает выбор карточки, символизирующей трудность. На эту трудность предлагается посмотреть глазами разных персонажей.

Это небольшая часть способов работы с метафорическими картами, соприкоснувшись с ними вы можете найти и другие способы их использования.

Так же карты могут быть использованы не только в работе с детьми, но и с родителями и педагогическим коллективом.

5. Использование колоды «РОБОТЫ»в аспекте развития речи детей.

(презентация опыта работы)

Метафорические карты «Роботы» созданы Т. Ушаковой.

Они являются хорошей проективной диагностической методикой.

Ребёнок сам создает образ робота, используя для этого один из вариантов набора карт, каждый из которых включает в себя изображения головы, туловища и ног.

Это может быть «робот, у которого плохое настроение», либо «робот, которому трудно справиться с какой-то жизненной ситуацией», либо «., у которого что-то болит», либо «робот, переживающий радость» и т. п.

Особенно карты могут помочь ребенку или взрослому, которому трудно рассказывать о себе, а описание эмоций, состояния, переживаний или фантазий робота позволит ему выразить себя, а специалисту проникнуть в его внутренний мир.

Черно-белые карты, идентичные по содержанию цветным, дают возможность проведению коррекционной работы. Ребёнок, используя цвет для раскрашивания робота, либо добавляя к изображению какие-то детали и штрихи, выносит на поверхность свои страхи, сомнения, обиду, злость и т. д., что, безусловно, имеет психотерапевтической эффект.

Представление родителями образа ребенка через изображения роботов может помочь им осознать особенности сложившихся детско-родительских взаимоотношений, причины конфликтных отношений и пр.

Наличие подробного методического пособия, в котором описаны принципы работы с картами, позволяет их применять не только психологам, но и педагогам и родителям.

Метафорические карты могут помочь учителю понять личностные особенности учеников и особенности их межличностных отношений. Например, педагог может попросить детей придумать образ робота, который учится в «нашем классе», а созданный каждым из них образ является проекций психологических особенностей самого ребенка.

Родители, организуя совместную игру с ребенком с помощью карт (экспериментирование с новыми образами, описание их, раскрашивание, придумывание историй, имеют возможность лучше узнать своего ребенка, понять причины его поведения, особенности взаимоотношений с окружающими. Интерес детей к теме роботов помогает взрослым вовлечь их в общение и совместную игровую деятельность.

Качественное исполнение метафорических карт: размер, наличие цветного и черно-белого вариантов, разнообразие и яркость изображений частей роботов позволяет варьировать работу с ними и проявлять творчество.

Достоинством является возможность использования карт с разным возрастным контингентом: детьми, подростками и взрослыми.

4. Мастер-класс для гостей с применением метафорических карт «РОБОТЫ»

Пригласить для участия 4 человека.

1. Знакомство. Вход в волшебную страну.

2. Объяснение работы: «Сейчас мы с вами будем собирать своих роботов. Как вы видите, на столе разложены различные части для роботов: головы, туловища, ноги (представлены чёрно- белые варианты для раскрашивания). Соберите, пожалуйста, робота, который будет похож на вас.»

3. После того, как все части выбраны, их нужно собрать воедино и приклеить на лист формата А4 (использовать клей- карандаш).

4. Когда роботы собраны, участникам предлагается их раскрасить.

5. Предлагается рассказать историю про своего робота, используя следующие вопросы (можно вывести их на слайд):

1) Каков пол, возраст и предназначение вашего робота?

2) Кто создал вашего робота?

3) Где живёт робот? С кем?

4) От чего он работает?

5) Ломается ли он? Если да, то что чаще всего ломается? Кто чинит.

6) Какое отношение этот робот имеет к вам?

7) Что бы вы хотели изменить в своём роботе?

6. После того как история рассказана, участникам предлагается выбрать в «слепую» карту для своего робота и рассказать об отношении к ней (подходит ли она вашему роботу, оставите ли вы эту часть).

7. Подведение итогов рефлексия.

Конспект подготовила:

педагог- психолог

Шуткова Анна Анатольевна

Публикации по теме:

Бисероплетение как средство сенсорного развития рук детей старшего дошкольного возраста Бисероплетение - это способ создания художественных изображений из различных бусинок, фигур, нанизанных на леску или вышитые на полотне.

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Технология проектирования как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста .«Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью. Там, где нет свободного проявления.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Братчик Е. В. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Овладение родным языком – является одним из самых важных приобретений ребенком в дошкольном возрасте. Согласно новым требованиям федерального.

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста Красна птица пеньем….(Русская народная поговорка) В мире самые лучшие вещи еще ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 15:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шуткова (УИ 840500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД