Татьяна Майзель
Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель : Майзель Татьяна Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик».
Майзель Т. А. «Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста». – Краснокаменск: МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик» 2018.- 12 с.
Аннотация
Публикация «Методическая разработка „Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» декабрь 2019
Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» представляет собой картонную папку. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры по теме.
Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Дети вместе с воспитателем участвуют в сборе материала: анализируют, сортируют информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Может быть использовано воспитателями и учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Содержание
Стр.
Введение…. …4
Раздел I. Лэпбук – интерактивная папка.
1.1. Понятие лэпбук….….…. ,. 6
1.2. Использование технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста…. 8
Раздел II. Практическое применение лэпбука
2.1. Условия развития речи детей дошкольного возраста в детском саду…. 9
2.2. Результаты применения технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста….…. 11
Заключение …. 12
Введение
Актуальность данного пособия обусловлена возможностью автоматизации звука «Л» самостоятельно или с минимальной помощью взрослого угруппы детей. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместной работы воспитателя и одного ребёнка.
В современном обществе важно, чтобы дети с речевыми нарушениями умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.
Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки воспитателю автоматизировать звуки, нарушенные у детей.
Цель данного пособия:создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности поавтоматизации звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука «Л»;
2. Научить правильно проговаривать звук «Л» изолированно;
3. Закрепить произношение звука «Л» в словах при использовании слоговых цепочек;
4. Определять место (позицию) звука «Л» : в начале, в середине и в конце слова;
5. Автоматизировать звук «Л» в предложениях с использованием наглядных схем;
6. Автоматизировать звук «Л» в связной речи при помощи мнемотаблиц, способствующих лучшему заучиванию скороговорок;
7. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания и называния картинок со звуком «Л»;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, опираясь на ориентацию по отношению к собственному телу (правая и левая рука);
4. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость;
2. Формировать самоконтроль за речью;
3. Побуждать к активности в получении новых знаний;
4. Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука может постоянно пополняться, на данный момент в нё м содержится такой материал:
- карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука «Л»,
-пособия на автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях,
- карточки для развития зрительного восприятия и мелкой моторики рук.
Лэпбуком могут пользоваться воспитатели и учителя-логопеды в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Раздел I. Лэпбук – интерактивная папка
1.1. Понятие лэпбук.
Лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Первые упоминания о технологии «Лэпбук» в интернет-сообществах для педагогов дошкольного образования появились более трех лет назад. Автор и разработчик технологии «Лэпбук» Татьяна Пироженко изначально применяла е для занятий со своим ребнком, а затем предложила использовать и в работе с детьми ДОУ.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
• учебные;
• игровые;
• поздравительные,
• праздничные;
• автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)
В зависимости от формы:
• стандартная книжка с двумя разворотами;
• папка с 3-5 разворотами;
• книжка-гармошка;
• фигурная папка.
Организация материала:
• стандартные кармашки;
• обычные и фигурные конверты;
• кармашки-гармошки;
• кармашки-книжки;
• окошки и дверцы;
• вращающиеся детали;
• высовывающиеся детали;
• карточки;
• теги;
• стрелки;
• пазлы;
• чистые листы для заметок и т. д.
Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
- Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
1.2. Использование технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста.
Использование технологии лэпбук «Звук «Л»» :
1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука «Л».
Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука «Л».
Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения:
2. Речевой профиль.
Цель: добиться правильного расположения органов артикуляции у детей.
3. Песенка самолета – символ звука «Л».
Цель: добиться правильного произношения звука «Л».
4. Слоговые цепочки.
Цель: учить детей правильному чтению слогов.
5. Кармашки с картинками по лексическим темам «Одежда», «Посуда», «Инструменты» со звуком «Л».
Цель: автоматизировать в речи детей звук «Л», закрепить знания о данном звуке по лексическим темам «Одежда», «Посуда», «Инструменты».
6. Карточки для определения позиции звука «Л» в словах.
Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука «Л» в слове: карточки с позициями «звук «Л» в начале слова», «звук «Л» в середине слова», «звук «Л» в конце слова».
Цель: развивать у детей умение определять позицию звука «Л» в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.
7. Карточки со схемами предложений.
Цель: учить детей придумывать предложения со звуком «Л» по графическим схемам.
8. Мнемотаблицы по автоматизации звука «Л» в скороговорках.
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат мнемотаблицы по автоматизации звука «Л» в скороговорках, насыщенных звуком «Л». Взрослый читает скороговорки, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.
Цель: автоматизировать звук «Л» в представленном речевом материале, используя мнемотехнику. Развивать слухоречевую и зрительную память.
Раздел II. Практическое применение лэпбука
2.1. Условия развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
• создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
• изучение состояния устной речи детей;
• участие родителей в речевом воспитании детей.
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.
Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и другое.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.
• Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.
• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, ( рекомендации посещения специалистов: дефектолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК и т. д.) педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.
• Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
• Показ открытых занятий по развитию речи.
• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
2.2. Результаты применения технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста.
При работе с лэпбуком у детей с ОНР развивается не только речевая функция, но и познавательная активность, раскрывается творческий потенциал, совершенствуется мышление, память.
Ожидаемые результаты:
1. Презентация лэпбука сверстникам, родителям, педагогам.
2. Повышение эффективности коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности, через применение на практике эффективных нетрадиционных приемов работы.
3. Мотивация на сотрудничество с семьей.
Мы можем однозначно утверждать, что работа с лэпбуком приносит положительный результат, так как:
1. повышается уровень развития речи;
2. повышается уровень познавательной активности детей, у них сформировываются представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;
3. родители становятся активными участниками образовательного процесса;
4. дети получают положительные эмоции при обмене информацией из лэпбука со своими сверстниками;
5. педагоги ДОУ знакомятся с новой формой работы по развитию связной речи и познавательной активности дошкольников.
6. партнерская деятельность воспитателя с детьми дает положительные результаты.
Заключение
Анализируя полученные результаты по использованию лэпбука, необходимо отметить следующее:
Для каждого участника образовательного процесса достигнуты позитивные изменения:
Для детей это :
• Улучшение уровня развития речи
• Повышение познавательной активности
• Приобретениенавыков логического изложения своих мыслей.
Для родителей это:
• Изменение позиции родителей и их отношения к организации педагогического процесса в ДОУ.
• Осознание индивидуальности, потребностей и интересов своего ребенка.
Для педагогов это:
• Использование нового средства при работе над связной речью.
• Эффективное средство личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
• Применение ИКТ технологий в работе с детьми.
• Пополнение методической копилки по звукопроизношению.
Почему мы выбрали форму – лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Это отличительный способ для повторения и закрепления пройденного материала. Ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
Лэпбук хорошо подходит при проведении педагогической диагностики (мониторинга) в группах, где одновременно в совместной деятельности будут заняты несколько детей.