МААМ-картинки

Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста» (6 фото)

Татьяна Майзель
Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор-составитель : Майзель Татьяна Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик».

Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»

Майзель Т. А. «Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста». – Краснокаменск: МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик» 2018.- 12 с.

Аннотация

Публикация «Методическая разработка „Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» представляет собой картонную папку. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры по теме.

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Дети вместе с воспитателем участвуют в сборе материала: анализируют, сортируют информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Может быть использовано воспитателями и учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Содержание

Стр.

Введение…. …4

Раздел I. Лэпбук – интерактивная папка.

1.1. Понятие лэпбук….….…. ,. 6

1.2. Использование технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста…. 8

Раздел II. Практическое применение лэпбука

2.1. Условия развития речи детей дошкольного возраста в детском саду…. 9

2.2. Результаты применения технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста….…. 11

Заключение …. 12

Введение

Актуальность данного пособия обусловлена возможностью автоматизации звука «Л» самостоятельно или с минимальной помощью взрослого угруппы детей. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместной работы воспитателя и одного ребёнка.

В современном обществе важно, чтобы дети с речевыми нарушениями умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.

Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки воспитателю автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Цель данного пособия:создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности поавтоматизации звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука «Л»;

2. Научить правильно проговаривать звук «Л» изолированно;

3. Закрепить произношение звука «Л» в словах при использовании слоговых цепочек;

4. Определять место (позицию) звука «Л» : в начале, в середине и в конце слова;

5. Автоматизировать звук «Л» в предложениях с использованием наглядных схем;

6. Автоматизировать звук «Л» в связной речи при помощи мнемотаблиц, способствующих лучшему заучиванию скороговорок;

7. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания и называния картинок со звуком «Л»;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, опираясь на ориентацию по отношению к собственному телу (правая и левая рука);

4. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость;

2. Формировать самоконтроль за речью;

3. Побуждать к активности в получении новых знаний;

4. Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука может постоянно пополняться, на данный момент в нё м содержится такой материал:

- карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука «Л»,

-пособия на автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях,

- карточки для развития зрительного восприятия и мелкой моторики рук.

Лэпбуком могут пользоваться воспитатели и учителя-логопеды в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Раздел I. Лэпбук – интерактивная папка

1.1. Понятие лэпбук.

Лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Первые упоминания о технологии «Лэпбук» в интернет-сообществах для педагогов дошкольного образования появились более трех лет назад. Автор и разработчик технологии «Лэпбук» Татьяна Пироженко изначально применяла е для занятий со своим ребнком, а затем предложила использовать и в работе с детьми ДОУ.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

• учебные;

• игровые;

• поздравительные,

• праздничные;

автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)

В зависимости от формы:

• стандартная книжка с двумя разворотами;

• папка с 3-5 разворотами;

• книжка-гармошка;

• фигурная папка.

Организация материала:

• стандартные кармашки;

• обычные и фигурные конверты;

• кармашки-гармошки;

• кармашки-книжки;

• окошки и дверцы;

• вращающиеся детали;

• высовывающиеся детали;

• карточки;

• теги;

• стрелки;

• пазлы;

• чистые листы для заметок и т. д.

Зачем нужен лэпбук?

- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

- Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

1.2. Использование технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста.

Использование технологии лэпбук «Звук «Л»» :

1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука «Л».

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука «Л».

Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения:

2. Речевой профиль.

Цель: добиться правильного расположения органов артикуляции у детей.

3. Песенка самолета – символ звука «Л».

Цель: добиться правильного произношения звука «Л».

4. Слоговые цепочки.

Цель: учить детей правильному чтению слогов.

5. Кармашки с картинками по лексическим темам «Одежда», «Посуда», «Инструменты» со звуком «Л».

Цель: автоматизировать в речи детей звук «Л», закрепить знания о данном звуке по лексическим темам «Одежда», «Посуда», «Инструменты».

6. Карточки для определения позиции звука «Л» в словах.

Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука «Л» в слове: карточки с позициями «звук «Л» в начале слова», «звук «Л» в середине слова», «звук «Л» в конце слова».

Цель: развивать у детей умение определять позицию звука «Л» в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.

7. Карточки со схемами предложений.

Цель: учить детей придумывать предложения со звуком «Л» по графическим схемам.

8. Мнемотаблицы по автоматизации звука «Л» в скороговорках.

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат мнемотаблицы по автоматизации звука «Л» в скороговорках, насыщенных звуком «Л». Взрослый читает скороговорки, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.

Цель: автоматизировать звук «Л» в представленном речевом материале, используя мнемотехнику. Развивать слухоречевую и зрительную память.

Раздел II. Практическое применение лэпбука

2.1. Условия развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и другое.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

• Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.

• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, ( рекомендации посещения специалистов: дефектолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК и т. д.) педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.

• Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Показ открытых занятий по развитию речи.

• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

2.2. Результаты применения технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста.

При работе с лэпбуком у детей с ОНР развивается не только речевая функция, но и познавательная активность, раскрывается творческий потенциал, совершенствуется мышление, память.

Ожидаемые результаты:

1. Презентация лэпбука сверстникам, родителям, педагогам.

2. Повышение эффективности коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности, через применение на практике эффективных нетрадиционных приемов работы.

3. Мотивация на сотрудничество с семьей.

Мы можем однозначно утверждать, что работа с лэпбуком приносит положительный результат, так как:

1. повышается уровень развития речи;

2. повышается уровень познавательной активности детей, у них сформировываются представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;

3. родители становятся активными участниками образовательного процесса;

4. дети получают положительные эмоции при обмене информацией из лэпбука со своими сверстниками;

5. педагоги ДОУ знакомятся с новой формой работы по развитию связной речи и познавательной активности дошкольников.

6. партнерская деятельность воспитателя с детьми дает положительные результаты.

Заключение

Анализируя полученные результаты по использованию лэпбука, необходимо отметить следующее:

Для каждого участника образовательного процесса достигнуты позитивные изменения:

Для детей это :

• Улучшение уровня развития речи

• Повышение познавательной активности

• Приобретениенавыков логического изложения своих мыслей.

Для родителей это:

• Изменение позиции родителей и их отношения к организации педагогического процесса в ДОУ.

• Осознание индивидуальности, потребностей и интересов своего ребенка.

Для педагогов это:

Использование нового средства при работе над связной речью.

• Эффективное средство личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

• Применение ИКТ технологий в работе с детьми.

• Пополнение методической копилки по звукопроизношению.

Почему мы выбрали форму – лэпбук?

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

Это отличительный способ для повторения и закрепления пройденного материала. Ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

Лэпбук хорошо подходит при проведении педагогической диагностики (мониторинга) в группах, где одновременно в совместной деятельности будут заняты несколько детей.

Фото «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка - фото
Фото №1 Автор составитель Майзель Татьяна Александровна воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ Детский сад Дельфинчик Фото №2 Лэпбук по развитию речи Фото №3 Говорим правильно лэпбука для автоматизации звука Л в речи детей старшего дошкольного возраста

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая сказка для детей дошкольного возраста по автоматизации звука [ш] Мишина сказка. У самого синего моря жил веселый мальчик Миша. Вот как - то отправился Миша на прогулку и встретил незнакомую девочку. И.

Методическая разработка «Игра по автоматизации звука [С]»Методическая разработка «Игра по автоматизации звука [С]» Цель: автоматизация звука [С] в словах. Задачи: - развитие активного словаря; - совершенствование навыка определения места звука в слове;.

Методическая разработка образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Музыкальные краски осени»Методическая разработка образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Музыкальные краски осени» Методическая разработка образовательной деятельности старшего дошкольного возраста по теме: «Музыкальные краски осени» Разработали: -воспитатель.

Методическая разработка занятия по развитию речи на тему «Дикие животные зимой» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи на тему : «Дикие животные зимой» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» В настоящее время возрастает приоритет народной педагогики как уникально-комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития.

Методическая разработка музыкально-дидактических игр «Веселая гармошка» для детей старшего дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАК-ТИЧЕСКИХ ИГР "ВЕСЕЛАЯ ГАРМОШКА". Цель и назначение музыкально-дидактических игр-формировать.

Методическая разработка по составлению рассказов по картинкам для старшего дошкольного возраста «Как наши предки шили одежду» Актуальность Родина,Отечество - в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание.

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи Тема: «В гости к колобку» Цель: Обучение в разных образовательных областях (сказка «Колобок»). Задачи: Образовательные: закрепить знания.

Методическая разработка «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Методическая разработкаТема: «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 05:40
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Майзель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД