Приложение МААМ

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»

Людмила Ракитянская
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по теме : мастер-класс для педагогов

«Обучение детей старшего дошкольного возраста

игре в шахматы»

Цель мастер-класса : познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучающие :

Публикация «Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме „Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы“» размещена в разделах

- познакомить педагогов с шахматными терминами;

- научить ориентироваться на шахматной доске : правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- познакомить с названиями шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;

2. Развивающие: развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности;

3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Материалы и оборудование: компьютер, шахматная доска с фигурами, мольберт, «Волшебный мешочек», указка, бумажные шахматные фигуры.

Ход мероприятия.

Ведущий: Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду:

«Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Ему стало скучно. Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную доску с чёрно-белыми квадратами и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито. Вот тебе твоё войско. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Здесь есть всё : и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение.»

И начал объяснять правила игры.

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Ведущий: Дорогие друзья, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству.

1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Ведущий: Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.

Описание и рассматривание настольной шахматной доски.

Ведущий: Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства.

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

2. Ведущий: Предлагаю устроить парад шахматных фигур. Но мне нужен помощник. Я прошу самых больших любителей шахмат или людей, заинтересовавшихся шахматами, поиграть со мной.

Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Ведущий:

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок:

Поле прямо, поле - вбок!

Ведущий:

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

Ведущий:

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

Ведущий:

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

В результате все фигуры занимают свои места.

Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли.

Помощник уходит.

3. «Загадки из шахматной шкатулки»

Ведущий: Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит пешка?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.

Ведущий: Друзья, давайте послушаем продолжение легенды.

Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!», что в переводе с персидского означает: «Король – умер!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Хотите и вы воскликнуть «Шах-мат!»?

Ведущий: Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!

4. Игра «Чудесный мешочек»

Ведущий: Определить это нам поможет игра «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем ставит на шахматную доску на свое место.

5. Сама игра.

Ведущий: Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.

Ведущий: В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине :

• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).

• Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.)

• Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева)

• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска»(Арлекин)

• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)

• Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, вон идет шахматная доска», (Сиропчик).

Спасибо всем за ответы.

Ведущий: Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.

Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что вы «прикоснулись к прекрасному». В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Обучение детей старшей и подготовительной к школе групп игре в шахматы Почему важно учить детей играть в шашки и шахматы «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождения, в котором.

Методическая разработка проекта  «Мой город» для детей старшего и дошкольного возраста Прохорова Олеся Викторовна, педагог первой категории, педагог дополнительного образования (эколог) Проект «Мой город» для детей старшего.

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Экология»Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Экология» Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Экология» Подготовила воспитатель.

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический Лэпбук»Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический Лэпбук» Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Любите и охраняйте природу» Подготовила.

Методическая разработка по теме «Средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка сценария праздника «Масленица хороша — широка её душа!» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка сценария праздника «Масленица хороша — широка её душа!» для детей старшего дошкольного возраста етодическая разработка сценария фольклорного праздника для детей старшей и подготовительной групп детского сада Масленица хороша- широка.

Методическая разработка театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Репка» Методическая разработка театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста.

План-конспект по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Путешествие по шахматным островам» Цель: Закрепить знания детей о шахматной доске и фигурах. Задачи: Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться.

План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок» Тема: Сказочная страна «Шахматёнок»Выполнила: Кубанова А. А. Цель: формировать общие первоначальные представления воспитанников о возникновении.

Русская народная сказка как метод обучения ребёнка младшего дошкольного возраста игре в шахматыРусская народная сказка как метод обучения ребёнка младшего дошкольного возраста игре в шахматы Важный вопрос, который встаёт перед родителями и педагогами дошкольного образования, как и с какого возраста лучше всего начинать обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»
Опубликовано: 26 августа 2019 в 21:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ракитянская (УИ 1043855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД