Людмила Ракитянская
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме : мастер-класс для педагогов
«Обучение детей старшего дошкольного возраста
игре в шахматы»
Цель мастер-класса : познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучающие :
Публикация «Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме „Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- познакомить педагогов с шахматными терминами;
- научить ориентироваться на шахматной доске : правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- познакомить с названиями шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;
2. Развивающие: развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности;
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Материалы и оборудование: компьютер, шахматная доска с фигурами, мольберт, «Волшебный мешочек», указка, бумажные шахматные фигуры.
Ход мероприятия.
Ведущий: Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду:
«Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Ему стало скучно. Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную доску с чёрно-белыми квадратами и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито. Вот тебе твоё войско. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Здесь есть всё : и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение.»
И начал объяснять правила игры.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Ведущий: Дорогие друзья, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству.
1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.
Ведущий: Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.
Описание и рассматривание настольной шахматной доски.
Ведущий: Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства.
В этой стране
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.
Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.
2. Ведущий: Предлагаю устроить парад шахматных фигур. Но мне нужен помощник. Я прошу самых больших любителей шахмат или людей, заинтересовавшихся шахматами, поиграть со мной.
Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.
Ведущий:
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок:
Поле прямо, поле - вбок!
Ведущий:
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.
Ведущий:
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.
Ведущий:
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.
В результате все фигуры занимают свои места.
Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли.
Помощник уходит.
3. «Загадки из шахматной шкатулки»
Ведущий: Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.
Ведущий: Друзья, давайте послушаем продолжение легенды.
Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!», что в переводе с персидского означает: «Король – умер!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.
Хотите и вы воскликнуть «Шах-мат!»?
Ведущий: Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!
4. Игра «Чудесный мешочек»
Ведущий: Определить это нам поможет игра «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем ставит на шахматную доску на свое место.
5. Сама игра.
Ведущий: Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.
Ведущий: В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине :
• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).
• Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.)
• Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева)
• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска»(Арлекин)
• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)
• Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, вон идет шахматная доска», (Сиропчик).
Спасибо всем за ответы.
Ведущий: Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.
Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что вы «прикоснулись к прекрасному». В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.