Попова Оксана
Методическая разработка «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема: «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань вечной и актуальной теме: человек и природа. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Публикация «Методическая разработка „Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Критериями сформированности осознанного и активно гуманного отношения к природе являются следующие:
• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
• представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
• понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
• осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
В работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста я использую различные модели и картотеки.
Наглядное моделирование.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как: «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.
В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования детально разработан кандидатом педагогических наук Н. Н. Кондратьевой. Сущность этого метода заключается в том, что использование модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, поскольку, согласно результатам исследований известного детского психолога Л. А. Венгера, основой развития умственных способностей детей является овладение ребёнком действиями наглядного моделирования.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет и форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств и признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется при ознакомлении дошкольников с природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:
1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно даёт задание отбирать и выкладывать модели, замещающие эти признаки.
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трёх-четырёх.
4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.
5. Осуществляет руководство создания моделей элементарных понятий, таких как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.
Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.
Модели выполнены в виде ламинированных карточек формата А5, что делает их удобными в использовании не только во время занятий в группе, но и во время наблюдений на прогулке.