Васильева Людмила
Комплекс развивающих игр для развития памяти детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс развивающих игр для развития памяти
5-7 лет
Кто знает – продолжает
Цель: Развивать слуховую память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять словарный запас детей.
Оборудование: МЯЧ.
Ход игры: Педагог начинает называть цепочку слов, относящихся к одной лексической теме, передавая ребёнку мяч. Ребёнок должен быстро определить, к какому обобщающему понятию нужно подбирать слова и продолжает цепочку слов.
Например: Тарелка, ложка, кувшин …. вилка, кастрюля, блюдце, нож и т. д.
Игра продолжается до последнего названного предмета.
Усложнение: Каждый следующий ребёнок должен повторить уже названные слова, потом прибавить своё
Кто найдет, тот возьмет
Цель: Развивать память, внимание, умение выделять и запоминать характерные признаки предмета.
Оборудование: Любая игрушка с ярко выраженными признаками (форма, цвет, материал, размер, назначение).
Ход игры: Педагог говорит детям: «Гномик написал нам письмо, в котором сообщает, что дарит нам игрушку, но её нужно будет найти и узнать по описанию. Кто найдет, тот возьмет. Слушайте внимательно: игрушка маленькая, пластмассовая, розовая, с белыми полосками, похожа на скорлупку ореха, может плавать». Дети ходят по группе и сравнивают описание с увиденными предметами. Кто первый находит, тот играет с игрушкой.
В одной игре можно обыграть 4-5 игрушек. Хорошо, если ребёнок, когда найдет игрушку, то повторяет её словесное описание
Кто больше знает?
Цель: Развивать слуховую память, речь, расширять знание детей о назначениях разных предметов.
Оборудование: Любые предметы обихода.
Ход игры:
1 Вариант:
Педагог показывает предмет детям и предлагает детям перечислить его назначения.
Например: Стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
Верёвка – сушить бельё, скакать через неё, привязать, связать, подвязать, перегородить.
2 Вариант:
Педагог называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка, а дети вспоминают, у каких предметов есть это.
Повтори узор
Цель: Развитие памяти, логического мышления, произвольного внимания.
Оборудование: Чистый лист бумаги 13х10, карандаш.
Ход игры: Ребёнку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив так, как было на образце».
Я знаю пять названий
Цель: Развитие памяти, быстроты психомоторной реакции.
Оборудование: МЯЧ.
Ход игры: Играет 2-3 человека по очереди. Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т. д.)
Расскажи сказку
Цель: Развитие зрительной памяти, связной речи.
Оборудование: Мнемотаблицы к разным сказкам (такие же таблицы используем по стихотворениям.) помощью наводящих вопросов, затем предлагается мнемотаблица (опорные схематичные рисунки содержания сказки по порядку). Дети сначала с помощью педагога, затем самостоятельно пересказывают сказку.
Предложить пересказ можно сразу, через час, день неделю, месяц, год …
День рождения
Цель: Развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Оборудование: Разные куклы, мишки, зайцы, чайная посуда, кукольная мебель.
Ход игры: Педагог сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей педагог знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, всё время называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.
Представь себе …
Цель: Развитие слуховой и ассоциативной памяти.
Оборудование: Карточка с фразами, листы бумаги, карандаши.
Ход игры: Педагог произносит по очереди следующие фразы:
o Собака, виляющая хвостом;
o Молния в темноте;
o Капли, сверкающие на солнце;
o Лев, нападающий на антилопу;
o Пятно на твоей любимой юбке.
После каждой фразы ребёнку предлагается закрыть глаза и представить соответствующую картинку. Когда все фразы прозвучат, педагог предлагает воспроизвести эти фразы устно или изобразить в рисунке. Если ребёнок умеет писать, то записать. Количество фраз постепенно увеличивается.
Фокусники
Цель: Развитие тактильной памяти, внимания.
Оборудование: Несколько листков разноцветного картона, отличающихся по фактуре.
Ход игры: Ребёнку предлагают лёгкими прикосновениями подушечек пальцев обследовать качество каждого листа картона и запомнить цвет каждого. Отвернувшись, на ощупь ребёнок отгадывает цвет картона.
Начинать нужно с 3-4 картонок, постепенно увеличивая количество.
Усложнение: Можно предлагать листки картона, которые отличаются по запаху. При отгадывании (с закрытыми глазами) дети должны назвать и цвет картона.
Геометрический мостик
Цель: Развитие слуховой памяти, произвольного внимания.
Оборудование: Геометрические фигуры разных цветов, большого и маленького размеров, 2 обруча, Зайка.
Ход игры: Педагог кладёт один обруч в одном конце комнаты, а второй – в другом. В одном обруче сидит Зайка и плачет о том, что ему никак не перебраться через речку на другой берег, где его домик. В другом обруче - набор геометрических фигур 50-60 шт. Педагог предлагает построить мостик для Зайки, но есть одно условие для работы: «досочки» не должны быть подряд одного цвета, не должны встречаться треугольники. Постепенно задание усложняется за счет увеличения условий для строительства.