Людмила Медведева
Методическая разработка музыкально-дидактических игр «Веселая гармошка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАК-ТИЧЕСКИХ ИГР "ВЕСЕЛАЯ ГАРМОШКА".
Цель и назначение музыкально-дидактических игр-формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:
*Развитие звуковысотного слуха
*Развитие чувства ритма
*Развитие тембрового и динамического слуха
Публикация «Методическая разработка музыкально-дидактических игр „Веселая гармошка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
*Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
*Развитие творческой активности
*Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)
*Обогащение новыми впечатлениями.
*Укрепление сердечно сосудистой, двигательной систем
* Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной
*Развитие быстроты двигательной реакции.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, срав-нить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
* Коррекционные
* воспитательные
* образовательные
* развивающие
* оздоровительные
СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР :
«Веселая гармошка»
Моя музыкально - дидактическая игра " Веселая гармошка" многофункциональная, разно-возрастная.
В руки мы гармонь возьмем,
То растянем, то сожмем.
Звонкая, нарядная,
Русская двухрядная.
Разноцветный звукоряд,
С нами поиграть он рад!
Педагог: Дети, посмотрите, какая у меня веселая гармошка! Вот это - (педагог показывает на разноцветные кружочки с правой стороны) разноцветные нотки. Назовите, каким они цветом. (дети называют цвета ноток).
Педагог: Все они разного цвета и конечно же, у каждого разного характера. Вот, напри-мер, у эта красная нотка вот такая, посмотрите.
(Педагог прикладывает изображение к нотке.)
Педагог: Ребята, какое у неё настроение?
Дети: Весёлое, радостное.
Педагог: Красная – задорная, озорная, звонкая.
Весело хохочет, веселиться хочет.
Педагог: Ребята, назовем нотку «Веселушка». У неё для вас есть любимая музыка. Вот по-слушайте, она называется «Клоуны», а написал ее композитор Дмитрий Дмитриевич Каба-левский. (Дети прослушивают музыкальное произведение.)
1. ИГРЫ НОТКИ «ВЕСЕЛУШКИ». (Ладовая)
Вариант 1 (Возраст детей от 4 до 5 лет).
Игра «Клоуны»
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера. Учить различать смену характера музыки, форму музыкального произведения
Игровой материал: Карточки с изображением клоунов веселого и грустного.
Муз. материал: «Клоуны «Д. Д. Кабалевского.
Ход игры.
(Дети слушают музыку и определяют ее характер.)
Педагог: Дети, какая музыка по настроению?
Дети: Веселая, задорная, озорная.
Педагог: Ребята, как меняется характер произведения?
Дети: В начале, музыка весёлая, задорная, в середине меняется, звучит тихо, неуверенно, а потом снова весело.
Педагог: Ребята, а почему произведение называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Дети: В музыке рассказывается о двух клоунах.
Педагог: А какие это клоуны?
Дети: Веселый и грустный.
Педагог: Молодцы! Первый клоун веселый, умелый, а второй – грустный, неумеха, все у него валится из рук. Ребята, посмотрите, у нашей гармошки есть вот такие кармашки с разноцветными нотками на них. Это «домики наших ноток. Посмотрим, что «Веселушка» нам приготовила! (Педагог показывает на левую часть гармошки, где расположены кар-машки с разными цветами ноток – «домики». Достает из кармана карточки с изображе-нием Клоунов –веселого и грустного.)
Педагог: Ой, ребята, посмотрите, Веселушка для вас приготовила игру! Здесь лежат кар-тинки. Кто на них изображен?
Дети: Клоуны, веселый и грустный.
Педагог: И они пришли с вами поиграть. Пока будет звучать музыка, вы будете угадывать и показывать мне, когда танцует веселый клоун, а когда грустный.
Педагог: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием нотки Веселушки.
Вариант 2: Возраст детей от 5 до 6 лет.
Игра «Угадай, что звучит?»
Цель: Развитие у детей ощущения эмоционального настроения произведения. Закреплять ощущение динамических оттенков, мелодических интонаций. Находить выразительные тембры инструментов, передающих настроение музыки.
Игровой материал: Карточки с изображением музыкальных инструментов : бубна, коло-кольчика и барабана по 6 карточек. Музыкальные инструменты : бубен, барабан, коло-кольчик. Ширма.
Музыкальный материал : «Клоуны «Д. Д. Кабалевского; «Вальс – шутка» Д. Шостакови-ча.
Ход игры.
Дошкольники слушают все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов : бубна, барабана, коло-кольчика.
Во время слушания произведения, педагог за ширмой подыгрывает на каком-либо инстру-менте, изображенном на карточках. Дети должны прослушать и угадать какой инструмент звучит за ширмой и правильно показать карточку с изображением того или иного инстру-мента.
Вариант3: Игра «Веселый оркестр».
Цель: Развитие музыкального творчества, чувства ритма, внимания.
Оборудование: Три карточки с изображением музыкальных инструментов : бубна, бара-бана, колокольчика. Наличие перечисленных музыкальных инструментов.
Муз. материал: «Клоуны «Д. Д. Кабалевского; «Вальс – шутка» Д. Шостаковича.
Педагог предварительно дает детям прослушать музыкальное произведение. Детям разда-ются музыкальные инструменты : бубен, барабан, колокольчик, по выбору ребенка. Во время слушания педагог показывает дошкольникам карточку с одним из предложенных музыкальных инструментов. Задача детей, озвучить карточку соответствующим инстру-ментом.
2. ИГРЫ НОТКИ «СКАЗОЧНОЙ» (характерная)
Вот оранжевая нотка, яркая как радуга.
В ней загадок нам не счесть,
Таинство в ней, дети, есть.
Педагог: Посмотрите, ребята, какая она загадочная, таинственная. У «Сказочной» нотки есть для вас сюрприз. Она приготовила для вас сказку, не простую, а музыкальную. Она называется «Петя и волк». А написал к ней музыку С. С. Прокофьев. Каждый персонаж сказки изображается каким – то похожим на него по характеру инструментом. У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая всегда звучит, когда он появляется. У птички – своя, и у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. (Дети заранее слушали сказку, и она им знакома.)
Игра «В гостях у сказки».
Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи ее содержанием и разви-тием музыкального образа.
Игровой материал: Картинки с изображением героев сказки: Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк, охотники. Карточки с музыкальными инструментами : флейта, гобой, фагот, валторна, кларнет, струнные инструменты, ударные инструменты.
Муз. материал: Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»; темы персонажей.
Педагог: Дети, посмотрите, у Сказочной нотки в домике припасены для вас сюрпризы.
(Педагог достает из кармашка карточки с картинками персонажей сказки. Дети полу-чают картинки на руки и прослушивают темы героев сказки.)
Ход игры.
Дошкольники слушают все темы героев, определяя их характер, настроение. Затем детям раздаются карточки с изображением героев сказки: Пети, дедушки, птички, утки, волка и охотников. Во время слушания произведения, дети каком-либо инструменте, изображенном на карточках. Дети угадывают по звучанию музыки Героев сказки и поднимают опреде-ленную карточку. Можно предложить дошкольникам сыграть театральную постановку сказки, когда они хорошо ее выучат.
3. ИГРЫ НОТКИ «ГРУСТИНКИ». (Ладовая)
Это нотка – голубая, плачет слезы утирая.
И всегда печальная, плаксивая, страдальная.
Вы Грустинку успокойте, нежно песенку ей спойте.
Педагог: У нотки грустинки есть своя любимая музыка, послушайте ее.
Дети прослушивают произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы».
Педагог: Какая музыка по характеру? (Грустная, печальная, нежная.)
Педагог: Ребята, назовите инструмент, на котором исполняется произведение? (Фортепи-ано.)
Педагог: Какие динамические оттенки вы услышали в музыке? (Мелодия в начале тихая, потом звучит громче, затем снова затихает.)
Педагог: Правильно, эмоции меняются на протяжении всего произведения. Ребята, а сейчас мы поиграем с Грустинкой. Посмотрите у нее в домике есть два колокольчика, один Боль-шой, другой маленький. (Педагог достает из кармашка картинки с колокольчиками.)
Игра «Колокольчики».
Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки : тихо и громко.
Игровой материал: Картинки с колокольчиками разного размера.
Муз. материал: П. И. Чайковского «Болезнь куклы»; Г. Свиридов «Ласковая просьба».
Ход игры.
Дети прослушивают произведение, разбирают вместе с педагогом его динамические оттен-ки. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение: большой колокольчик звучит громко, маленький - тихо. Пьеса звучит дважды. При повторном звучании дети показывают карточки в зависимости динамических оттенков музыки.
4. ИГРЫ НОТКИ «Мелодичная». (жанровая)
Эта розовая нотка, нежно песенку споет
И станцует с вами польку, и вальсировать пойдет.
Цель: Учить различать средства музыкальной выразительности, оттенки настроений. Раз-личать эмоциональную окраску песен, имеющих сходные изобразительные моменты, но разный характер танцевальной (полька, вальс).
Муз. материал: И. Штраус «Вальс весенние голоса» И. Штраус «Императорский вальс». Р. Н. п. «Во поле береза стояла» И. С. Моцарт «Колыбельная». М. И. Глинка «Полька»
Подготовка к игре: Педагог знакомит с детей с музыкальными произведениями, опреде-ляют их характер, жанр, настроение.
Игра «Танцуем и поем».
Цель: Научить различать дошкольников жанры музыки : танец и песню.
Игровой материал: Карточки с изображением поющих и танцующих детей.
Муз. материал: По выбору педагога детские знакомые детям песенки: «Антошка», «Улыб-ка». И. Штраус «Вальс весенние голоса» И. Штраус «Императорский вальс». Р. Н. п. «Во поле береза стояла» И. С. Моцарт «Колыбельная». М. И. Глинка «Полька»
Ход игры.
Вариант 1. Ритмическая.
Дошкольники прослушивают отрывки произведений. Угадывают их название и определяют жанр. Если звучит песня, дети прохлопывают ее ритм в ладоши, если танец: вальс – кру-житься, а полька – протопать ритм ногами.
Вариант 2.
Дети прослушивают отрывки музыкальных произведений. Детям раздаются карточки с изображением поющих и танцующих детей. Объясняется назначение пособия. Звучат му-зыка, дети
определяют ее жанр и поднимают соответствующую картинку.
5. ИГРЫ НОТКИ «МАРШ». (жанровая)
Вот в мундире на парад гордо шествует она,
Ноточка зеленая четко отбивает шаг!
Цель: Познакомить детей с различными видами марша, научить различать их.
Игровой материал: Карточки с изображениями марширующих солдат, спортсменов, де-тей, оловянных солдатиков.
Муз. материал: П. И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» «Детский военный марш»; «Спортивный марш»; «Марш Победы»; «Марш Славянки».
Ход игры.
Предварительно дети прослушивают произведения заранее. Разбирают их вместе с педаго-гом, узнают истории рождения маршей. Для развития ритма и воображения педагог пред-лагает детям промаршировать под музыку и изобразить шаг того или иного марша. До-школьникам раздаются картинки с изображением того или иного марша. Слушая отрывки произведений, дети поднимают картинку характеризующую определенный марш.