Галина Фундурак
Методическая разработка по составлению рассказов по картинкам для старшего дошкольного возраста «Как наши предки шили одежду»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Родина, Отечество - в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что поможет детям ощутить себя в потоке времени, способствует формированию у них исторического сознания.
Публикация «Методическая разработка по составлению рассказов по картинкам для старшего дошкольного возраста „Как наши предки шили одежду“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Ребенок нуждается, в грамотном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Знакомство детей с жизнью наших предков формирует у них такие черты характера, которые помогают им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории и жизни наших предков, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Основны задачи данного материала
-формировать обобщенные представления о различных видах труда, с их взаимосвязанностью и ролью в удовлетворении потребностей человека;
- расширять кругозор детей, развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей,стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени;
- воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда взрослых.
Составление рассказов по картинкам
Название картины "Как наши предки шили одежду"
Художник Г. Мацыгин
1. Как выращивали лен
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Дать детям представление о том, как выращивали лен в старину. Познакомить детей с этапами производства на Руси льняного полотна. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать любознательность, расширять кругозор. -
Вопросы:
-Кто изображен на картине?
- Что они делают?
- Что делает первая женщина?
- Что делает вторая женщина?
- Для чего выращивают лен?
- Во что одеты крестьянки?
- Что еще вы видите на картине?
- Как можно назвать эту картину?
- Что вам больше всего понравилось на картине?
- Составьте рассказ по картине.
Краткое содержание беседы:
На картине изображены женщины убирающие лен. Первая женщина выдергивает горсти льна. Вторая укладывает горсти в кресты. Из волокон льна делают льняную ткань. Крестьянки одеты в длинный сарафаны и рубашки с широкими рукавами. Позади крестьянок мы видим речку, а за ней дома, поле со стогами сена и лес. Недалеко растет лес. По небу плывут облака.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология
«Как наши предки шили одежду»
Художник Г. Мацыгин
2. Отделение волокон от стебля. Мочение льна.
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Дать детям представление о том, как отделяли волокна льна от стебля. Как производилось мочение льна. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать любознательность, расширять кругозор.
Вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Что крестьянка делает?
- Как она выглядит?
- Во что она одета?
- Для чего она укладывает лен?
- Как можно назвать эту картину?
- Что вам больше всего понравилось на картине?
- Составьте рассказ по картине.
Краткое содержание беседы:
На картине изображена женщина крестьянка. Она укладывает вымоченный лен в снопы. Это нужно, чтобы просушить лен для последующей обработки. Позади женщины мы видим водоем с лодками, в котором лежит и вымачивается лен. За озером лес.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология
«Как наши предки шили одежду»
Художник Г. Мацыгин
3. Как лен сушили и мяли.
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Дать детям представление о том, как лен сушили и мяли. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать любознательность, развивать кругозор.
Вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Что делает женщина?
- Чем она работает?
- Для чего мнут лен?
- Какое время года изображено на картине?
- Почему?
- Что еще вы видите на картине?
- Как можно назвать эту картину?
- Что вам больше всего понравилось на картине?
- Составьте рассказ по картине.
Краткое содержание беседы:
На картине женщина крестьянка. Она обрабатывает просушенный после вымачивания лен. Для этого она использует мялку. На мялке отделяют древесину льна от волокон. Так же на картине изображен уже обмятый лен и еще не мятые снопы просушенного льна, а позади женщины забор, за ним деревянный дом – сруб. Деревья и трава зеленые.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология
Название картины "Как наши предки шили одежду"
Художник Г. Мацыгин
4. Трепание и очес льна.
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Дать детям представление о том, как обрабатывали лен для шитья одежды. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать любознательность, развивать кругозор.
Вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Что делают девушки?
- При помощи чего крестьянки треплют лен?
- Для чего это нужно?
- Что потом делают с трепаным льном?
- Что еще вы видите на картине?
- Как можно назвать эту картину?
- Составьте рассказ по картине.
Краткое содержание беседы:
На картине девушки треплют лен. Для этого они ударяют горстями льна о деревянный столб – «трепало». Это надо, чтобы очистить лен от остатков кострики. Трепаный лен сортируют по цвету и качеству и вычесывают. Трепало на картине стоит посреди расстеленной ткани, на которой лежат уже трепанные горсти льна, а позади девушек стоят мятые снопы. Вдалеке мы видим водоем и крестьянское жилье.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология
«Как наши предки шили одежду»
художник Г. Мацыгин
5. Прядение
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Дать детям представление о прядении льна в старину. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать любознательность, развивать кругозор.
Вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Что делает девушка крестьянка?
- Что держит крестьянка в правой руке?
- Что она делает левой рукой?
- Из чего крестьянка прядет нить?
- Для чего девушка прядет?
- Во что одета крестьянка?
- Что еще вы видите на картине?
- Как можно назвать эту картину?
- Что вам больше всего понравилось на картине?
- Составьте рассказ по картине.
Краткое содержание беседы.
На картине изображена девушка крестьянка. Она прядет пряжу. Для этого в ее правой руке вертится веретено. На него наматывается нить. Нить крестьянка прядет левой рукой из подвешенного «повесьма». Из готовой пряжи крестьяне ткали ткань. На девушке одет зеленый сарафан и рубаха с широкими рукавами. На голове кокошник.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология
«Как наши предки шили одежду»
Художник Г. Мацыгин
6. Как ткали пряжу.
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Дать детям представление о том, как ткали пряжу в старину. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать любознательность, развивать кругозор.
Вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Что делает крестьянка?
- На чем растянуто полотно?
- Чем ткет женщина?
- Как называются натянутые на станке нити?
-Как называется нить, которая пропускается между ними?
- Во что одета ткачиха?
- Что вам больше всего понравилось на картине?
- Составьте рассказ по картине.
Краткое содержание беседы:
На картине ткет женщина. Перед ней на ткацком станке растянут холст незаконченной ткани. Через равномерно натянутые на деревянной раме нити основы, при помощи палочки с заостренными концами, ткачиха пропускает поперечную нить- уток. Женщина одета в сарафан и рубаху, на голове ее-платок.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология
Название картины «Как наши предки шили одежду»
Художник Г. Мацыгин
7. Отбеливание и окраска
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Дать детям представление о том как отбеливали и окрашивали ткань в старину. Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать любознательность, развивать кругозор.
Вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Что в руках женщины?
- Что делает крестьянка?
- Как одета швея?
- Как можно назвать эту картину?
- Как можно назвать эту картину?
- Что вам больше всего понравилось на картине?
- Составьте рассказ по картине.
Краткое содержание беседы:
На картине мы видим женщину. В ее руках игла с продетой нитью и отрез ткани. Она шьет. На ней нарядное платье и кокошник, бусы и серьги. Возле нее на лавке лежат рулон белоснежной льняной ткани, и мотки цветной пряжи. На стене позади висят вышитые полотенца.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология
«Как наши предки шили одежду»
Художник Г. Мацыгин
8. Льняная одежда
Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста.
Цель:
Учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине. Развивать речь, мышление, кругозор.
Вопросы:
- Что изображено на картине?
- Как называется нарисованная одежда?
- Чем мужская рубаха отличается от женской?
- Для чего служил пояс?
- Из чего шили одежду детям?
- Для чего это делалось?
Краткое содержание беседы:
На картине льняная одежда : рубахи, портки, пояс и рушник. Мужская рубаха длинной до колен, а женская – до щиколоток. Пояс выполнял еще функцию обережную, защищал от злых духов. Дети на Руси носили только рубашонки, сшитые из старой одежды родителей. Так поступали, чтобы защищать детей от порчи и сглаза.
Где используется:
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Экология