Васильева Людмила
Дидактические игры для развития памяти и внимания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для развития памяти и внимания (старшие дошкольники)
Упражнения, развивающие память
Опиши свою комнату
Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней
Узор из палочек
Раскладываем на столе произвольный узор из спичек.
Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
Рисунок
Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти
Ошибки в тексте
Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст.
Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
Связанные слова
Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело — рука, рыба — море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
Игры для развития зрительной памяти
Опиши соседа
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, в групповой комнате, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди.
Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
Пуговица
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Материал: игровое поле, пуговицы Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Запомни картинки
Материал: карточки с следующими картинками: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты.
Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах.
Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил
Матрёшки
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Правила игры: нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек.
Детям предлагается посмотреть на четыре предмета и сравнить их, найти различия. Вопросы к детям:
o Одинаковые ли волосы у матрешек?
o Одинаковые ли платки?
o Одинаковые ли ножки матрешек? и т. д.
При повторном проведении игры предлагается сравнить матрешек без вопросов.
Художественный салон
Цель: учить устно описывать выбранный предмет, развивать память,
сосредоточенность, речь-описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Игровые правила. По памяти описать предмет, который игрок хочет «купить».
Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие — «покупатели». Они выбирают предмет покупки, запоминают и точно по памяти описывают его «продавцу».
«Продавец» может задавать вопросы, например, «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатели» меняются ролями.
Игры для развития двигательной и тактильной памяти
Прогулка в картинках
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.
По возвращении домой (в детский сад) попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил
Кукловод
Цель: развитие двигательной памяти.
1 вариант. Воспитатель- «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».
3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.