Светлана Юрчук
Игровые приемы в коррекции заикания
«Игровые приемы в развитии речи дошкольников»
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 5–6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Публикация «Игровые приемы в коррекции заикания» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Снять мышечный тонус – напрячь кулаки, лицо, ноги, руки. Держись. Напрячься. Расслабиться.
2. Упр на сопротивление (под подбородком давить).
3. Ребенок рождается с правильным дыханием. Раньше с детьми много гуляли, теперь атмосфера не та. Первые сопли появились и пару недель ребенок дышит ртом. Отсюда – частые простуды, затем аденоиды. Вываливается язык и появляется неправильный прикус.
Кто -то наблюдается у ЛОРА, кто -то нет. Выдернули аденоиды – дышит опять через рот. Редко ЛОР скажет о дыхательной гимнастики после удаления аденоидов. Нужно учить дышать.
Дети, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.
Есть дыхание неречевое, или дыхание физиологическое, а есть речевое. Неречевое осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно и оно позволяет рационально расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идет пауза, за ней продолжительный выдох – источник образования звуков.
- Дыхательная гимнастика
Вдох носом, выдох на ладошку, снач 2р., взрослые 4р.
Петь гласные на выдыхе, прибавляя по одной АОУЫЭ
Мы подуем высоко, мы подуем низко, мы подуем далеко, мы подуем близко.
Упр «Фокус» - сдуть ватку с носа.
4. Автоматизация слогов. Отрабатываем слоги с фитнес резинкой. Растягиваем и говорим са-са-са.
Эспандер – со-со-со, я сжимаю колесо.
са-са-са – есть шипы у колеса.
Оса боса и без пояса. (здороваемся с каждым пальчиком).
5. Стих с мячом. На каждое слово передаем мяч «Наша Таня громко плачет». Затем чистоговорка: Карл у Клары украл кораллы 3р. А Клара у Карла украла кларнет 3р. Мячом ведущий меняет направление. (если кто то ошибается – начинаем сначала).
Руками – кулак, ребро, ладонь, хлопок и проговариваем слоги – ра, ро, ру, ры
7. Любит сушки наша Даша,
Сушки – это вам не каша. Муз. «Идем в детский сад»
Грушу Гриша грыз на крыше (выделяем 1 слово, затем второе и т. д.) Дирижирую.
8. Формирование гласных звуков у малышей (кукольный театр + буквы)
А - Девочка Аленушка ласковое солнышко,
Воспевает А-А-А, вот и все ее слова.
Э – медведь ревет, не нашел сегодня мед.
У – Самолет летит, самолет гудит
У – я лечу в Москву.
О – Зайчик стонет на лужайке
Зубик заболел у зайки
Зайка стонет о-о-о
Пожалейте- ка его.
И – И поет лошадка
Причеши мне шерстку гладко.
Ы – Рева плачет ы, упала шапка с головы.
Ты не плач и не реви, лучше шапку подними.
9. Звуковой анализ.
Измени первый звук: точка, лук, лак, день, педаль, макет,
Измени последний звук: сыр, сон, сук. Мак, стоп
Измени второй звук: дом-дым, сон, сок, пил, мел
10. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяет уровень развития речи в целом.
Как можно больше игр подбираем на развитие словаря.
«Что в природе происходит?»
Человек легко находи, что в природе происходит
Солнце (что делает) – светит, греет
Птицы (что делают) – прилетают, вьют гнезда, поют
Ветер (что делает) – дует, воет, веет
«Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
Плавают – рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают – змеи, гусеницы, черви.
Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.
«Что делают эти животные?»
Что животные умеют –
Утка – летает, плавает, ныряет, крякает…
Кошка – мурлычет, мяукает, крадется, умывается…
Белки -
Змеи –
«Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди
Строители –
Врач –
«Кто может совершать эти движения?»
Кто и что летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Идет – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град
Бежит – человек, животное, ручей, время
Летит - птица, самолет, время. Телеграмма. Ракета. Бабочка. Спутник
«утро, вечер, день и ночь»
Навсегда уходят прочь, Провожать их не спеши
Что ты делал, расскажи:
Что ты делал утром? Вечером? Днем? Ночью?
«Кто кем был раньше?»
Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребенком, шкаф – доской, корова – теленком, велосипед – железом, дуб – желудем, рубашка – тканью, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичем, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребенком.
«Что бывает круглым?» (мяч, шар, колесо, солнце)
Длинным, высоким, колючим.
Игра «Волшебная палочка»(один конец уменьшает, другой увеличивает). Взрослый называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим, в зависимости от конца палочки, которой коснулись до ребенка.
Дом – домик – домище, мост – мостик – мостище, дождь – дождик – дождище, кот – котик – котище.
Для развития пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов. Дети с недоразвитием речи часто опускают предлоги.
11. Игры на усвоение предлогов:
По группе разлетелись осенние листья (снежинки). Предлагается назвать правильно местоположение листика, забрать его и повесить на дерево. Примерные высказывания «Один желтый (оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, полку, гнигу)
12. Закреплять представления детей о родовидовых отношениях.
Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом произносит одно из родовых понятий.
Рыба – карась, птица – галка, зверь – лиса, цветок – гвоздика, ягода – малина, дерево – клен, одежда – куртка, мебель – кровать, посуда – кастрюля, овощи – капуста.
13. Творческое упражнение на криативность,коммуникацию, воображение «Передай не так как я». Задание: передавать мяч по кругу разным способом, не повторяясь».
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, друзей. Поэтому очень важно, чтобы вы – взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.