Ирина Селезнева
Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Статью подготовила:
учитель-логопед первой квалификационной
Ирина Владимировна Селезнева,
МБДОУ д/с № 56 «Искорка».
-1-
Обоснование выбора метода коррекционного воздействия
посредством использования элементов песочной терапии.
Публикация «Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
В своей логопедической практике я впервые столкнулась с необходимостью использования метода песочной терапии, когда начала коррекционную работу с детьми от 3 до 4,5 лет. Причём, с такими детьми, для которых слово не является раздражителем, порой некоторые совсем не реагируют на речь. Для меня было новым не столько разработка содержания, задач коррекционной работы, сколько проблема взаимодействия с детьми. Возникла необходимость найти какие-то другие, альтернативные средства, с помощью которых можно научить ребёнка слушать и воспринимать информацию.
Немало важным моментом явилось то, что адаптация детей проходила достаточно сложно, с большими эмоциональными всплесками, истериками, нежеланием идти на занятие, отрицательным настроем. Поэтому был выбран способ работы с детьми через песочную терапию. Песок имеет способность гасить, «заземлять» негативные эмоции детей, вызывать интерес. Посредством занятий с песком можно донести любую информацию до ребёнка. Детям интересно, близко, по возрасту занятия с песком.
Проанализировав ряд источников различных авторов, возникла необходимость переработать игры и занятия с песком и наполнить их совсем другим содержанием. Конечно, эти занятия нельзя назвать системными и полностью всё занятие можно провести только в индивидуальной работе с ребенком. Поэтому имеет место говорить об элементах песочной терапии, как средство привлечения внимания детей, разнообразия их деятельности.
Разработать диагностику по эффективности использования элементов песочной терапии очень сложно. Но методическое наполнение, разработка игр с использованием песка, направленное на развитие фонематических процессов позволяет считать, что эти игры способствуют более эффективному развитию фонематического восприятия, накоплению словарного запаса и развитию грамматического строя русского языка.
1. Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: естественнонаучный, психолого-педагогический.
По числу участников проекта: группа 10 детей с тяжёлыми нарушениями речи.
По времени проведения: продолжительный: на протяжении всего коррекционного процесса с детьми- 2 учебных года.
По характеру контактов: в рамках реабилитационного учреждения.
2. Актуальность проблемы.
Характерологическими особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи являются : быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях развития речи, в играх другой деятельности.
Следствие ограничения речевой практики- задержка в формировании коммуникативных навыков и развития эмоционально — волевой сферы.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.
Основные преимущества этого метода :
• В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный» интеллект ребёнка;
• Перенос традиционно обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию;
• Игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• Следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие
-2-
монологической и диалогической речи;
• Игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
3. Цель проекта.
Обоснование эффективности использования метода песочной игротерапии в логопедической практике для коррекции речи детей с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы воспитанников.
4. Задачи проектной деятельности.
• Теоретически обосновать метод песочной игротерапии как технологию обучения коммуникативным умениям, развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой моторики и познания мира в целом.
• Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации кака отражение общего характера взаимодействия «вокруг песочницы».
• Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально-волевой сферы у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи, в обучении которых применяется метод песочной игротерапии.
• Разработать перспективное планирование по песочной игротерапии для возрастных групп от 3 до 6 лет.
4. Обеспечение проектной деятельности.
Методическое :
• Гладовская Л. М., Использование песка и воды в индивидуальной работе с детьми 5-7 лет, имеющие тяжёлые нарушения речи. Ж, Логопед №1, 2008год.
• Грабенко Т. М., Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002г.
• Грабено Т. М., Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. Спбю, 2002год.
• Школьный психолог. 2002 № 33, 2003 № 14,47; 2006.№ 14.
• Дошкольна педагогика. 2005год. Май, июнь.
• Материалы Интернет.
• Перспективное планирование.
Материально-техническое
• Чистый, прокалённый в духовом шкафу, просеянный крупный песок. Таз размером 50х70х15 см с бортиком 3 см, тазы меньшего диаметра для индивидуальной работы -4 штуки.
• Журнальные столики с отверстиями, на которые ставятся песочницы.
• «Коллекция» миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир. (Куклы- человечки, домашние и дикие животные и птицы, животные жарких стран, пресмыкающиеся, транспорт; орудия труда- песочные наборы; объекты среды обитания- домики, заборчики. Деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов, сказочные персонажи, наборы солдатиков; камни, ракушки, шишки, косточки фруктов, пуговицы, брелоки. Пластмассовые цифры, геометрические фигуры.
• Лейка с водой для увлажнения песка, опрыскиватель, гигиенические влажные салфетки.
Диагностико -дидактическое
• Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников.
• Конспект занятия по песочной сказкотерапии «В сетях удачи».
• Конспект занятия «Знакомство с песочным человечком».
-3-
• Игры, направленные на развитие фонематического слуха, накопление словарного запаса и развития грамматического строя речи, формирование звукопроизношения.
• Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
• Диагностические методики по определению уровня формирования коммуникативных умений и развития социально-волевой сферы.
6. Предполагаемый результат.
• Сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально — волевой сферы.
• Повышение уровня мотивации к занятиям.
• Развитость тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики.
• Получение первого опыта рефлексии (самооценки).
• Творческое самовыражение сотрудников.
7. Предмет экспериментального исследования.
Педагогические условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития коррекционно-развивающих навыков и социально- волевой сферы у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
8. Гипотеза проекта.
Если реализовать многократные возможности песочной игротерапии, то возможна более качественная коррекция речи и эмоционально-волевой сферы детей данной категории.
9. Методы проекта.
Наблюдение, совместные игры, беседы, мониторинговые процедуры, обучающие перспективные игры, познавательные игровые занятия, игры-сказки, песочные спектакли.
10. Стратегия осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках коррекционной работы в специально организованной деятельности логопеда и ребёнка, подгруппы детей, самостоятельной детской деятельность при присутствии родителей и их законных представителей.
11. Этапы управления проектом.
1. Концептуальный (сентябрь) Обоснование актуальности, мотивация её выбора. Формулирование задач и целей проекта.
2. Исходно-диагностический (октябрь) Разработка критериев, показателей, дидактического материала.
Организация и проведение диагностического исследования
3. Коррекционно-технологический (ноябрь, декабрь) Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Формирующий этап.
4. Технологический (январь 2015) Промежуточная диагностика.
5. Уточняющий (февраль) Коррекция индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников в соответствии с их потенциальными возможностями.
6. Итогово -диагностический (май) Заключительная оценка уровня сформированности коммуникативных умений и эмоционально-волевой сферы у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
7. Катамнестический (конец мая) Сбор данных по результатам эксперимента.
-4-
12. Содержание проектной деятельности.
Система коррекционно-развивающих занятий по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи с использование песочницы.
В педагогике, за исключением ситуации опытного исследования, игры в песке являются свободными: дети как хотят, так там и играют, что хотят, то и строят. Однако, перенос традиционных педагогических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы коррекции. Во-первых, существенно увеличивается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в песочнице, логопед может сделать традиционную методику по коррекции речи более интересной, увлекательной и продуктивной.
Предложенные игры и упражнения дают возможность решить не только задачи по развитию слуховой памяти, слухового внимания, фонематического восприятия, но и задачи, связанные с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, задачи по развитию эмоционального отреагирования после проведённых занятий.
Общая структура занятий:
1. Вводная часть
• Особое приветствие.
• Правила работы с песком.
2. Основная часть
• Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
• Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, памяти, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие связной речи.
3. Заключительная часть
• Подведение итогов занятия.
• Упражнения на релаксацию
• Ритуал прощания.
Приведу пример некоторых занятий по развитию речи с использованием «педагогической песочницы».
Занятие 1
Цель: установление контакта между логопедом и детьми, выявление степени готовности к взаимодействию, выработка правил работы с песком, создание положительного эмоционального настроения, развитие умения дифференцировать звуки речи, развитие связной речи.
Оборудование: песочница, игрушки, мяч.
Ход НОД
Установление контакта
• «Здравствуйте, меня зовут Ирина Владимировна. Мне приятно с вами познакомиться. Как вас зовут? Итак, мы знаем имена друг друга. Теперь нам следует подумать, как мы будем приветствовать друг друга при каждой нашей встрече. Какие будут предложения? Замечательно. Попробуем поприветствовать друг друга.
Правила работы с песком.
• Когда ребята рассказали о себе, то логопед просит положить раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинания:
-5-
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочный человек, прийди!
Появляется в руках кукла- марионетка в золотистом одеянии.
• Логопед: Откройте глаза, дети!
От лица Песочного человечка:
Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы!
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать!
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране-
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить! (Т. М. Грабенко)
В ладони наши посмотри-
Мудрее стали всех они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Игра «Кто это был?»
Логопед раздает из коробки игрушки, а можно и спрятать игрушки в песке: корова, тигр, пчела, ёж, змея. Как мычит корова: МУ. Как шипит змея: Ш-ш-ш-ш. Как жужжит пчела: Ж-ж-ж-ж. Как рычит тигр: Р-р-р-р
Сейчас мы превратимся в волшебников. Песочный человек наколдует: «Елки, берёзки, осинки, боровики!» Логопед засаживает песок вырезанными из бумаги деревьями, грибами. Дети открывают глаза: как красиво! Это волшебный лес
Кто из животных лишний: корова, медведь, лиса, заяц.
-Корова- домашнее животное.
-Правильно, остальные животные — дикие.
-Кенгуру, ёж, кабан, белка.
– Кенгуру — это животное жарких стран.
Игра: «Какой звук лишний?»
-6-
А сейчас, послушайте, я называю первый звук в словах — названиях животных Белка- /Бь/,Рысь- /р/, если на данный звук нет названия животного, то этот звук лишний:
Рысь, Тигр, Медведь, Белка, Лиса
/Р/,Ть/,/Мь/,/Ф/,/Ль/- лишний звук /Ф/ и т. д.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятий. Раздача призов от Песочного человечка: Рисунок, который надо раскрасить цветными карандашами.
Дети убирают игрушки, прощаются с Песочным человечком, моют руки.
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Занятие 2
Цель: создание положительного эмоционального настроения; развитие умения дифференцировать звуки речи; развитие связной речи.
Оборудование: песочница, игрушки для песка, мяч.
Ход НОД.
1. Водная часть.
2. Основная часть.
Упражнения на поверхности песка для тактильно-кинестетических ощущений. Учить говорить о своих чувствах, активизировать интерес к работе с песком, развивать зрительное восприятие, воображение. (нарисуй любимое животное, проведи прямые линии, волнистые и т. д.
Игра «Секретные задания кротов» (Н. Кузуб)
Логопед рассказывает детям о животных, обитающих под землёй- кротах (показывает картинку)
-Сегодня наши руки превратятся в кротов. Хотите превратить свои руки в кротов? Наши кроты будут выполнять важное секретное задание под землёй. Смотрите, что делает мой крот.
Логопед одну ладошку погружает в песок, затем по одному пальцу вытаскивает на поверхность. Дети делают то же самое.
Затем, кроты ищут игрушки в песке, достают их, описывают каждую игрушку: Котик- чёрно- белый, ласковый, шустрый, игривый. Белка- ловкая, красивая, пушистая, быстрая, умная, шустрая.
Игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.
Игра «ЭХО».
Логопед произносит слоги, дети повторяют слоговые дорожки по очереди, при этом за правильно названный слоговой ряд ребёнок может взять игрушку из песка.
Песочный человек: «Открываются глаза, начинается игра, найди свои игрушки».
Игра «Какой слог лишний?»
Песочный человечек произносит серию слогов: Ну-ну-ну-но, кам-дам-кам-кам, ман-мон-ман-ман ит. д.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов, награждение рисунками-раскрасками, вспоминаем, что мы делали на занятии, моем руки.
-7-
13. Диагностический.
Подведение итогов каждого этапа работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Первый этап завершился доведением до сведения родителей необходимости включения данного вида деятельности в коррекционную работу с детьми, актуальность поставленных задач. Закупка необходимых материалов.
Второй этап-стартовая диагностика, выводы о том, с чего мы начали, от чего оттолкнулись, какого характера коррекционную работу требуется проводить.
Третий этап- непосредственная деятельность с песком, игры, сказки, элементы или этапы занятий в соответствии с поставленными задачами и тематикой проведения занятий.
Четвёртый этап- завершился промежуточной диагностикой с достаточно неплохими результатами.
Поскольку игры с песком не являются чем-то автономным, а включены в коррекционную деятельность, то и задачи можно определить следующие:
1. Развитие фонематического слуха:
• восприятие и воспроизведение звуковых дорожек из 2-3- звуков
• воспроизведение звуковых дорожек из звуков, схожих по способу образования
• воспроизведение звуковых дорожек из твёрдых и мягких согласных
• воспроизведение звуковых дорожек из одного согласного и двух гласных
• воспроизведение словесных рядов из 3-4 слов.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Активизация словарного запаса по темам:
• Осень
• Дикие животные и их детёныши
• Домашние животные и их детёныши
• Одежда
• Обувь
• Мебель
• Посуда
• Профессии. Продавец
• Профессии. Почтальон
• Профессии. Врач
• Транспорт. Профессии на транспорте
• Весна. Мамин праздник.
4. Развитие грамматического строя речи
• Словоизменение: ед. и мн. Число существительных
• Словоизменение: ед. и мн. Число глаголов
• Согласование существительных и прилагательных
• Согласование существительных с числительными
• Согласование существительных с местоимениями.
5. Развитие лексической системы и навыков словообразования.
• Употребление обобщающих слов. Подбор действий к предметам
• подбор признаков к предметам
• употребление антонимов
• понимание и употребление предложных конструкций
• словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
• Словообразование, названия детёнышей животных
• Образование приставочных глаголов
6. Развитие языкового анализа
• Определение количества слов в предложении
-8-
• Повторение заданного ритма
• Воспроизведение слогового ритма из 3-4- слогов
• Определение количества слогов в двусложных и трёхсложных словах.
7. Развитие связной речи
• Составление предложения по вопросу
• Составление предложения по предметной картинке
• Составление предложения по модели
• Воспроизведение рассказа по образцу
• Составление рассказа по вопросам
• Составление рассказа по графической схеме
• Пересказ
ВЫВОД: Таким образом, мы видим, что игры с песком являются дополнением, фоном, канвой занятия, посредством которых можно более полноценно провести коррекционную работы, интереснее, разнообразнее. Дети, с которыми использовалась данная методика, быстрее овладевают речевыми навыками, с удовольствием посещают занятия.
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребёнка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л. П. Стрельниковой:
• Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности
• Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей
• Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащённость языка
• Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Чтобы определить, насколько у детей произошли изменения в развитии эмоционально-волевой сферы, провели тест на закрашивание домиков. В результате чего можно было увидеть, как ребёнок представляет счастье, горе, обиду, дружбу, доброту, злобу, скуку, восхищение. Каждому человеческому состоянию дети приписывали определённый цвет. Получилось, что у детей значительно улучшилось эмоциональное состояние, они достаточно адекватно стали подбирать цвета. 75% детей адекватно соотносят цвета, это 7 из 10. 15% в двух случаях не смогли соотнести состояние с цветом. 10%- в пяти случаях допустили несоответствия.
Хочется заметить, что занятия с песком носят системный, но тем не менее эпизодический характер- 1-2 раза в неделю. Всегда используется игровой сюжет, выполняет коррекционные задачи по развитию речи. Поэтому результаты диагностики развития речи, эмоциональной сферы и развития мелкой моторики не являются результатами только игротерапии с песком. Итоги диагностики по сравнению с контрольной группой достаточно высоки.