Яна Кищенко
Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в разных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Технологии создания среды для
социально-личностного развития дошкольников в разных видах детской деятельности».
Социально-личностное развитие детей является приоритетным направлением дошкольного образования и связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.
Публикация «Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в разных видах детской деятельности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, труднозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ –это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется педагогами детского сада. Педагоги формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Выделяют основные направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника :
- заботиться об эмоциональном благополучии ребенка;
- способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод;
- создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге.
- способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело.
- способствовать развитию у детей социальных навыков : помогать осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
- помогать детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх.
Предлагаются основные принципы организации процесса социального воспитания :
- индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности.
- игровая деятельность
- исследовательская деятельность
- предметная деятельность
- наблюдение
- коммуникативная деятельность
-проектная деятельность
- конструктивная деятельность
Для каждого возраста существуют свои задачи по социально-личностному развитию
В условиях детского сада необходимо проводить мониторинг: каким образом происходит социальное развитие ребенка-дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду.
В целях обеспечения социального партнерства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как:
- Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников (Совместно с семьями воспитанников, создан альбом «Моя семья», анкетирование);
- Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, родительских гостиных;
- Организация «Дня открытых дверей» (родители могут сами увидеть, как проводится воспитательно-образовательная работа в ДОУ);
- Целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников;
- Театрализованные представления для детей с участием родителей;
- Педагогическое просвещение родителей
- Родительские собрания с показом презентаций: «Почему я люблю мой детский сад?»
- Презентация группы на сайте ДОУ;
- Создание газеты «Вырастай-ка»;
- Создание альбома «Воспитываем вместе», где родители делятся своим опытом по различным вопросам воспитания, а педагог видит, какие вопросы беспокоят семьи воспитанников и своевременно реагирует советом или консультацией родителям, как поступить в данной проблемной ситуации.
Таким образом социально-личностного развития детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:
- социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».
- дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.
- социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Формирование социально-личностного развития дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию.