Марина Магкиева Анатольевна
Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень важно не упустить ни один из них. Для этого надо использовать выбор всех возможных вариантов и найти один необходимый для решения поставленного вопроса, при этом задействовать самые необходимые элементы мышления.
Весьма актуальным на сегодняшний день является формирование и развитие таких качеств мышления воспитанников, как системность, гибкость, многовариантность, избирательность. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления. Благодаря решению комбинаторных задач, развитие мышления (переход практического к теоретическому) становится более осуществимым.
Публикация «Из опыта работы „Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Комбинаторика это раздел математики способствующий развитию у детей умения быстро воспринимать занимательные задачи на перемещение, сочетание и размещение и находить для них верные решения. Для правильного решения комбинаторной задачи дошкольнику необходимо сосредоточиться и из возможных комбинаций найти правильную. Разные пути или варианты, которые приходится выбирать человеку, складываются в самые разнообразные комбинации. Применяется комбинаторика для детей в возрасте 4-7лет.
Для меня значимость комбинаторики заключается в том, что ее можно использовать в различных видах детской деятельности: музыке, формировании математических представлений у дошкольников, ознакомлении с окружающим при этом задействован раздел развития речи, обучение грамоте. Данная методика прослеживается и в различных детских играх (шашки, домино, лото). В каждой из этих игр приходится рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывает тот, кто их лучше изучает, знает выигрышные комбинации и умеет избегать проигрышных. (это проявляется у детей 6-7лет).
Комбинаторика в обучении грамоте.
Довольно часто приходится с детьми решать задачи, в которых рассматриваются комбинации и расположения элементов, принадлежащих определенному множеству. Так, например, при составлении предложения с воспитанниками подготовительной группы по картинкам важно знать, сколько позиционных вариантов может давать в устно-разговорной речи предложение «Зимой падают снежинки». Предложение содержит множество комбинаций прочтения. Меняя картинки в ряду, предлагаю менять комбинации прочтения предложения.
Задачи, в которых требуется ответить на вопрос «сколько?» или «сколькими способами?», называются комбинаторными. Простейшие задачи комбинаторики можно решать перебором всех возможных вариантов. Так, например, путем перебора нетрудно установить, что предложение «Зимой падают снежинки» имеет в русской разговорной речи 6 вариантов: зимой падают снежинки; падают снежинки зимой; снежинки падают зимой; зимой снежинки падают; падают зимой снежинки; снежинки зимой падают. Предложенную детям игру могу использовать в нескольких видах деятельности. Так в формировании математических представлений, целью выше сказанной игры будут подобранные варианты предложения для счета. (от 1до 6). С прибавлением в предложение слова, добавляется число вариантов ответов.
Сталкиваясь с такими комбинаторными задачами, дети учатся думать, принимать решения путем собственных ошибок.
Метод фокальных объектов в комбинаторике используется мной как метод, сущность которого состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.
Например: конструируя с ребятами, предлагаю построить дом из одних и тех же материалов всем, но чтобы описать свою постройку даю возможность выбора между картинки с изображением различных предметов, которые могут меняться. Например, картинки с изображением шкафа, зонта, ковра. Каждый ребенок который описывает свою постройку используем в своей речи прилагательные, относящиеся к предметам на картинках, например, дом большой как шкаф, непромокаемый как зонт, теплый как ковер. Ответы детей разнообразны, индивидуальны.
При известной доле фантазии, можно предложить сделать дом звонким, веселым.
Метод фокальных объектов не дает никакой гарантии, что у нас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод применяемый мной содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится.
Метод синектики, одна из форм комбинаторики наиболее эффективная, из созданных за рубежом методик, психологической активизации творчества — синектика (предложена В. Дж. Гордоном, которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Этот метод используется мной реже, так как при использовании данного метода допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи, но не все дети к этому психологически готовы.
О Комбинаторном экспериментировании дошкольников говорил А. Н. Поддъяков, который утверждал, что важнейшее значение для умственного развития детей имеет практическая деятельность. С использованием экспериментирования ребята познают объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия с большим удовлетворением. Не мало важно учитывать при этом поиск, направленный на получение информации об объекте и анализ, осмысление полученной информации.
Повышая уровень разнообразия практических действий с ребенком, в зависимости от особенностей объекта комбинаторика дает мне возможность разнообразить информацию о комбинации действий, осмысливая её.
Управлять процессом комбинирования – значит систематизировать перебор вариантов, с целью осознанного изобретения новых объектов.
Основной ожидаемый результат полученный в процессе обучения это – развитие творческих способностей, комбинаторного мышления, приобретение новых знаний, получение опыта исследовательской работы.
Вывод: комбинаторика учит детей рассуждать и анализировать, может применяться любым педагогом в практике в разных видах детской деятельности, как на занятии, так и вне занятий. Ведь в жизни устойчивый успех имеет тот, кто мыслит последовательно и непротиворечиво, делает точные выводы и действует разумно. Очень важно воспитывать мышление ребёнка так, чтобы он сам сумел находить нужную информацию. Комбинаторика и формирует такие качества мышления, как системность, многовариативность, гибкость.
Список используемой литературы:
1. “Мозг и сознание”, Альманах/ под. рук. С. П. Капицы, М, // В мире науки//, 2007
2. Савенков А. И. “Одаренные дети в детском саду и школе”, учебное пособие, изд. центр “Академия”, М. ,2007
3. Безрукова О. А. “Формирование системных лексических представлений у дошкольников с ОНР” 2007
4. Богоуславская Н. Е. “Особенности детского восприятия лексической семантики”// Слово в системных отношениях. - Свердловск //, 1978