Елена Шлыкова
Мероприятие для родителей «О трудностях обучения чтению детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
О трудностях обучения чтению детей старшего
дошкольного возраста
«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир»
В. А Сухомлинский.
Что такое навык чтения? Он включает в себя два компонента: техническую и смысловую сторону чтения. Каждый ребенок в процессе овладения техникой чтения вначале читает послоговым способом, затем короткие слова прочитает целиком, а более сложные все же по слогам. Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка, для успешности его обучения в школе. При подготовке детей к школе, нам взрослым, важно помнить, что не звук является названием буквы, а наоборот – буквы придуманы для обозначения звуков, буква – это значок звука, его графический образ. Формируется чтение на базе устной речи и повторяет все имеющиеся у ребёнка недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя.
Публикация «Мероприятие для родителей „О трудностях обучения чтению детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Какие же трудности могут возникнуть в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста?
Первая трудность – это нарушение звукопроизношения. Если ребенок вместо «МАША ЕЛА КАШУ» произносит «МАСЯ ЕВА КАСЮ», то именно так он и прочтёт, следовательно, вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения. В данном случае работает только один совет – как можно быстрее нормализовать устную речь ребёнка с помощью логопедических занятий. В этом случае, не торопитесь с чтением, а к изучению букв приступать пользуясь консультациями логопеда.
Вторая трудность – это когда дошкольник не может запомнить и путает похожие по написанию буквы. Как помочь в таком случае? Нужно заняться изучением каждой буквы по отдельности: можно обводить по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, крупы, бусинок и многое другое. Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом. Например: У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Третья трудность – это неправильное называние букв на начальном этапе обучения чтению. Называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают сочетания звуков (БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, ЭС, ЭН, ЭМ и т. д.). Соответственно при чтении они используют эти сочетания и не понимают, почему вместо слова «МАМА» получилось «ЭМ, А, ЭМ, А», а «КОТ» превратился в неизвестного зверя «КА, О, ТЭ». Учите ребёнка называть букву именем звука, чтобы их слияние проходило легко и давало «живое слово» : «М, А, М, А» - «МАМА», «К, О, Т» - «КОТ».
Четвёртая трудность – это механическое чтение. Зная все буквы и называя их правильно, дошкольники при чтении длинных слов (П, О, Д, У, Ш, К, А, забывают с чего начали и теряют смысл слова. В этом случае нужно учить послоговому чтению. Старайтесь, чтобы дети читали нараспев, с протягиванием гласных (ПОО – ДУУШ - КАА, МАА – ЛИИ – НАА). Так у ребёнка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.
Пятая трудность – начинающий чтец, увлечённый техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное предложение, он снова и снова возвращается к его началу. Добивайтесь понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово и понять его значение, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, просите ребёнка повторить её целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагайте пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, «смысловым», принесёт наибольшую пользу, а главное – удовольствие.
Приложение
Консультация для родителей
«Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»
Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?
Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.
• Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему.
• Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы.
Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно?
Помогут различные упражнения:
1. Артикуляционная гимнастика
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти, ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков.
2. Проговаривание чистоговорок:
ра-ра-ра – начинается игра;
ры-ры-ры – у нас в руках шары.
3. Скороговорки на проговаривание согласных звуков
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Коси, коса, пока роса.
4. Чтение громко и уверенно :
моль – соль – толь – боль
почка – почва – почта
дверь – зверь – червь
5. Упражнения на развитие смысловой догадки
Закончи пословицы:
Век живи, ___.
Готовь сани летом, __ ___.
6. «Чтение цепочек слов» ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА.
Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только, что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.
7. Вставь букву
В начале обучения чтению слов эта игра оказывается очень эффективной. Вам потребуются картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Подпишите под картинками первую и последнюю букву, вместо гласной оставьте пробел. Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).
8. Закончи слово
Для этой игры потребуются любые картинки. К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание.
Итак, когда ребенок учится читать слова, важно:
- Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.
Следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.