Татьяна Мамина
Интерактивная доска как эффективный инструмент обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время невозможно представить мир без информационных ресурсов. Включение информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации - одна из актуальных задач дошкольной педагогики. В научно-педагогической литературе психолого-педагогические, дидактические и методические подходы к использованию компьютерных технологий обучения раскрыты в работах Н. Н. Антипова, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, B.C. Леднёва, В. М. Монахова, Б. Е. Стариченко, В. Ф. Шолоховича и др. Формированию интереса к деятельности с компьютером у детей старшего дошкольного возраста посвящено диссертационное исследование Е. В. Ивановой, а педагогические условия познавательного развития старших дошкольников с применением компьютерных средств рассмотрены в исследовании Г. П. Петку. [1, с. 79]
Публикация «Интерактивная доска как эффективный инструмент обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что применяемые методы и средства обучения дошкольников реализуют далеко не весь заложенный в них потенциал. Внедрение информационно-коммуникативных технологий может разрешить это противоречие.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, тщательно отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности, но и, что особенно важно и актуально в дошкольном возрасте, формировать умение самостоятельно приобретать новые знания. [2, с. 48]
Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.
Практика применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Использование мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.
Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду - возможность совершать виртуальные путешествия. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. На таком высоком познавательном интересе в МАДОУ детский сад № 34 г. Балаково прошли занятия по лексической теме «Космос». Дети получили незабываемые впечатления во время виртуального космического путешествия на ракете.
Необходимо помнить о том, что занятия с дошкольниками нельзя строить только на использовании интерактивной доски, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным, происходит индивидуализация обучения, развитие психических процессов у воспитанников, что способствует созданию благоприятного эмоционального фона. [3, с. 101]
Подводя итог вышеизложенному, мы можем отметить, что использование интерактивной доски открывает большие просторы для творчества, самореализации педагога, даёт возможность самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. Результаты мониторинга подтверждают наблюдения педагогов - применение интерактивной доски в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка.
Библиографический список:
1. Макарова Е. А. ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников. // Управление ДОУ. - 2008.- №6.- с. 79.
2. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
3. Иванова И. И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И. И. Иванова; [под ред. Ганичевой Е. М. ]; Департамент образования Вологодской обл., Вологодский институт развития образования. - Вологда: ВИРО, 2012