Светлана Бакулина
Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Консультация для педагогов
Коррекция речевых дефектов – один из сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности в большинстве случаев не существует обособленно. Недоразвитие всех сторон речи, как правило, влечет за собой нарушения и в других сферах развития ребенка : эмоциональной, познавательной, социально-коммуникативной, двигательной. Имеющиеся у детей нарушения затрудняют и осложняют процесс освоения ими адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, и в связи с этим ставят педагогов перед необходимостью отбирать такие педагогические способы и средства, которые бы максимально оптимизировали коррекционно-развивающий процесс и позволяли эффективно и комплексно решать образовательные и коррекционноразвивающие задачи. Да и внедрение ФГОС в дошкольное образование ставит перед педагогами цель искать новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности.
Публикация «Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников с тяжелыми нарушениями речи стал в моей практике метод использования ментальных карт. Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации. Автором метода является британский психолог Тони Бьюзен. Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps. На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт распространилась по всему миру.
Ментальная карта - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви, соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы, отражающие содержание темы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с именем В. М. Акименко, к. п. н., доцента кафедры специальной педагогики Ставропольского ГПУ, которая обосновала возможности применения данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и описала методику применения ментальных карт в работе по развитию речи детей.
Каковы полезные свойства интеллект-карт :
Это наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает;
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотреть. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Отличительной особенностью ментальных карт, а также их достоинством, является возможность их расширения и детализации, основанная на принципе движения от общего к частному, что позволяет периодически содержательно обогащать карту, расширять ее прежние границы: добавлять новое, более детальное, содержание.
В работе над речевым развитии я применяю её в нескольких направлениях:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Еще одной отличительной особенностью ментальных карт является возможность их интеграции: соединения в одной карте содержания разных лексических тем. Примерами таких карт могут быть карты по темам, связанным с временами года. Так, например, содержанием ментальной карты по теме «Осень» могут стать подтемы: «сезонные явления», «дары осени», «животные и птицы осенью», «одежда» и др. Такая интеграция обеспечивает целостное восприятие детьми окружающего мира.
Как составлять интеллект - карты :
Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
В центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
В своей практике с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, применять ментальные карты я начала в этом году с детьми 6-7лет. Работу, по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, возраст детей моей группы 6-7 лет. Карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться.
Я использую метод интеллект-карт по развитию речи в
формировании фонематических умений.
Само понятие «звук» для ребенка является абстрактным. Научиться различать звуки гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, определять позицию определенного звука в слове - достаточно трудная задача для ребенка. А с помощью интеллект – карты (визуально) быстрее запоминают.
В этом случае, используя карту, ребенок закрепляет правильную артикуляцию звука, определяет параметры поставленного звука.
По развитию лексики необходимо отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса.
Примером может послужить использование интеллект-карты при усвоении детьми многозначности слов.
Особое внимание уделяется уточнению значения каждого предлога, дифференциации между близкими и противоположными по значению предлогами, выделению предлогов как самостоятельных слов. Отрабатывать эти направления можно также с использованием интеллект-карты.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логический рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
В результате обозначился следующий алгоритм работы по пересказу рассказа с применением интеллектуальной карты.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.