Марина Сергеева
Сказкотерапевтическое занятие психопрофилактической направленности «Путешествие к морю»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Мастер-класс
Интегрированного сказкотерапевтического занятия психопрофилактической направленности
для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
«Путешествие к морю»
Публикация «Сказкотерапевтическое занятие психопрофилактической направленности „Путешествие к морю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Составил: педагог-психолог Сергеева М. В.
г. Ейск, 2020
Педагог - психолог приветствует педагогов и знакомит с темой программными задачами, предварительной работой образовательной деятельности
Программные задачи:
Обучающие:
1. Обучение навыкам самопознания;
2. Формирование позитивного образа «Я»;
3. Обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
4. Отработка правильного диафрагмального дыхания.
5. Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения.
Развивающие:
1. Развитие уверенности в себе.
2. Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.
3. Развитие моторики речевого аппарата.
4. Развитие речи при ответах на вопросы.
5. Стимулирование активной жизненной позиции.
Воспитательные:
1. Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.
2. Развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества
Предварительная работа: рассматривание пейзажей моря, пиктограмм, дидактическая игра «Найди колючий предмет», разучивание физминуток (приложение 2, чтение сказки (приложение 1).
Необходимые материалы: коробка с различными «колючими предметами (игрушечный ежик, шары су-джок, ракушки, аудиозапись «Звуки леса», «Шум моря», мини-песочницы с сухим песком для каждого ребенка, искусственная пена, кусочки тканей (для дорог, аппликаторы Кузнецова, платки.
Вступление
Психолог. Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками у меня в руках коробка, как вы думаете, что в ней? (ответы детей) Как нам узнать, что в ней? ( дети: пощупать). Какие вы сообразительные!
Дети высказывают предположение, что находится в коробке.
В случае затруднения детей, педагог-психолог обращается к коллегам за помощью
Психолог. Можете мне сказать, какие на ощупь эти предметы?
( дети: колючие)
Подскажите, пожалуйста, что бывает колючим?
Дети. Колючая елка, колючий куст, колючие иглы сосны, колючий шарф и т. д.
Психолог. Взрослые, подскажите, пожалуйста, что или кто бывает колючим? А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза»? Про какого человека можно так сказать? (недоброго, нелюдимого, скрытного, злого, жесткого, угрюмого). Изобразите такого человека.
Упражнение 1. Колючий человек
Дети при помощи мимики и выразительных движений тела показывают «колючего человека». Ведущий пытается до кого-то из детей дотронуться, к кому-то обратиться, а дети могут отреагировать на это, как «колючий человек», т. е. отвергая любые прикосновения и словесные контакты.
Я прошу вас расслабиться, отпуститься всю колючесть, угрюмость, становятся мягкими, добрыми, приветливыми. У меня для вас есть интересная колючая сказка. А кто герой этой сказки вы узнаете, если отгадаете загадку.
Щубка-иголки,
Свернется, он колкий
Рукой не возьмешь.
Кто это…. (еж)
Вхождение в сказку
Психолог. Попасть в сказку можно по одной из трех дорог.
Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.
Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).
Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются «дорожки зоровья»). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (рас-кладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
Закончив путь, можно сесть.
Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал.
Сказка
Жил-был в лесу Ежик. Он только с виду был колючий, а в душе - мягкий и добрый. И было у него одно желание: море увидеть.
- Неспокойно мне, - говорил он Васильку. - Вот здесь, в груди, мутит. К морю хочется.
Василек никогда не видел моря и поэтому отвечал:
- Зря ты печалишься, Ежик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу!
Но Ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром Ежик вышел из своего домика и пошел к морю. Настроение у Ежика было радостное и бодрое.
Упражнение 2. Ежик на тропе
Психолог. Ребята, как здорово отправиться в путь вместе с ежиком, попробуйте почувствовать его настроение.
В пути будьте внимательны, услышав на фоне музыки хлопок ведущего, быстро повернитесь и идите в противоположном направлении.
Ведущий делает 5-6 хлопков с разными временными интервалами между ними.
Долго шел Ежик по извилистой тропинке, пришел он на большой луг и заслушался.
Упражнение 3. Голоса природы
Давайте присядем, закроем глаза, расслабимся и послушаем «голоса природы» и сказку.
Вокруг трещали кузнечики, звенели крылышками стрекозы, шуршали на ветру травинки, а с цветка на цветок перелетали красивые бабочки. Ах, как здорово!
Упражнение 4. «Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.
Долго ли шел Ежик, коротко ли, но вышел он наконец к морю.
- Здравствуй, море! - сказал Ежик.
- Здравствуй, Ежик, - сказало море. И накатила волна. Пфффф. - ударила она в берег. Шшшшш. зашуршала по камешкам, отступая.
Упражнение 5. Море
Психолог. Ребята, послушайте звуки моря. Попробуйте подражать шуму волн.
Упражнение на дыхание. И. п. : сидя на корточках или стоя.
На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, отклоняются в и. п. и длительно произносят «шшшшш».
Упражнение выполняется очень мягко, спокойно и ритмично.
- Я на тебя похож, да? - спросил Ежик.
- Очень! — сказало море. И снова ударило волной о берег. Целый день Ежик играл с морем: то подбегал к самой воде, то отбегал прочь.
Засыпая на песке под скалой, он поеживался, и ему казалось, что он тоже — маленькое море на четырех лапках.
«Пфффф! - бормотал он себе под нос. - Шшшшш.» И подымал и опускал иголки.
Психолог. Ребята, как вы думаете, что увидел Ежик на берегу моря?
Дети. Ракушки, воду, песок, рыбок, солнце.
Психолог. Я предлагаю вам выбрать материал, с помощью которого вы попробуете создать картину, увиденную Ежиком. Вы можете работать самостоятельно или с тем, кого выберете.
Психолог обращается к педагогам с предложением присоединиться к созданию картины.
Ну вот, мечта Ежика сбылась, сказка закончилась, волшебная сила наша вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире. Понравилась вам сказка? Что больше всего понравилось? Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы одну минутку подумали, какая мечта есть у вас.