Анна Инькова
Материал из опыта работы «Изобразительная деятельность — метод коррекции детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов. / Джордано Бруно/
Изобразительная деятельность – это творческий акт, который является формой помощи в самоопределении, самоощущении себя в окружающем мире. Рисование помогает многим людям выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, помогает мечтать и внутренне раскрепощаться.
Публикация «Материал из опыта работы „Изобразительная деятельность — метод коррекции детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для общей психокоррекции и частных случаях рекомендуют изотерапию или по-другому арттеррапию (арт – творчество, терапия - лечение, т. к. рисование способствует укреплению и развитию чувственно-двигательной координации. Оно требует включения ряда функций организма человека. Именно по ряду этих причин, рисование часто рекомендуют в использование для снятия напряжения и общего развития организма или отдельных психических и физических функций. Изобразительная деятельность может выступать в виде метода для коррекции и профилактики.
Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию. Лечение изобразительным искусством сегодня очень востребовано. Само по себе рисование разгружает нервную систему, успокаивает психику, стимулирует развитие мелкой моторики человека.
Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений речи и слуха с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные способы рисования с элементами изотерапии.
Руководствуясь данными взглядами, я разработала и внедрила в образовательный процесс обучения детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности цикл занятий с использованием нетрадиционных техник с элементами изотерапии.
Цель моей работы – помочь детям с особенностями психофизического развития. Через изобразительные виды деятельности решить проблемы, связанные с речевыми нарушениями, нарушением познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, сенсорного восприятия окружающего мира, общей и мелкой моторики; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк радости от творчества.
Для реализации поставленных задач были учтены следующие условия:
1. Техники и приемы подбирались по принципу простоты и эффектности.
2. Процесс создания изображения и результаты детских работ, всегда должны быть интересными и привлекательными.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Некоторые из них я хочу представить Вашему вниманию.
«Рисование ладошками», «Пальчиковая живопись»
Ребята с большим интересом смотрят на превращение их ладошек в «рыбок в аквариуме», «осьминожек» на дне океана. Цветущую ветку яблони и веточку мимозы дети легко передают с помощью пальчиковой живописи. Здесь происходит коррекционная деятельность рисования ладошками : тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.
На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи, что способствует активизации словаря дошкольников.
Так в технике «монотипия» – нанесение краски на бумагу с последующим отпечатыванием, результатом являются непредсказуемые кляксы, в которых дети стараются увидеть какой-либо предмет или образ. В процессе они обмениваются мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивают воображение, речь, стимулируют их на общение друг с другом.
Деятельность с бумагой, красками, карандашами в используемой технике «печать смятой бумагой» – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
Использование нетрадиционной технологии «изотерапия» в технике «выдувание», способствует тренировке дыхательных мышц и регулирует работу дыхательного центра; дошкольники формируют навык в умении создавать пейзаж, красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ, дорисовывая лишь детали.
Интересно наблюдать, как дети процарапывают рисунок, используя технику «граттаж». Выполнение ритмичных движений пальцев («процарапывание») стимулирует развитие речи. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность детей, развивает познавательные способности.
Анализируя свою работу, можно сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа с использованием элементов изотерапии является эффективным средством для развития речи, творческого воображения, личностного роста детей с особенностями в развитии, что является предпосылками для их успешной социализации.