Лариса Зимкина
Наглядный материал и дидактические игры из опыта работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Выступление Зимкиной Л. Ю. воспитателя МДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Новоселки.
«Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Новоселки любить и знать?
Как важно – не опоздать!»
Темочки:
Дидактические игры и наглядный материал актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, в котором они живут. Работа с дидактическими играми способствует повышению познавательной активности детей, их личной заинтересованности в усвоении знаний о природном окружении, о птицах и животных населяющих наш поселок, о достопримечательностях родного края, о истории поселка Новоселки.
Дидактическая игра : «Птицы нашего края»
Цель: Формировать обобщённые представления у детей о птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц. Знакомить с основным отличием домашних, зимующих и перелё тных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе родного края.
Для игры изготовлены карточки на основе фотографий птиц, обитающих в нашем крае – зимующих и перелетных, домашних.
Дидактическая игра : «Домашние животные»
Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.
Дидактический материал : схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.
На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:
• Как называется животное;
• Где обитает;
• Чем питается;
• Какие звуки издает;
• Как выглядит;
• Как называются детеныши животного.
Дидактическая игра : «Дикие животные нашего края»
Цель: Формировать обобщённые представления у детей о диких животных нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить узнавать диких животных по внешнему виду, по написанию и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Для игры изготовлены карточки на основе фотографий диких животных нашего края.
Дидактическая игра : «Отгадай дерево»
Цель: Развитие умения описывать деревья и узнавать их по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением различных деревьев.
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Дидактическая игра : «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Дидактическая игра : «Четвертый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал : Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Дидактическая игра : «Четвертый лишний»
Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.
Дидактический материал : макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории п. Новоселки. Карточки с птицами, животными и растениями.
Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Новоселках, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.
Дидактическая игра : «С какого дерева листок»
Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Игра знакомит детей с деревьями, кустарниками п. Новоселки. Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой. Игра очень познавательна, хорошо использовать ее для занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Предложить детям разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.
Дидактическая игра : «Поймай рыбку»
Цель: закреплять представления детей о рыбах, которые обитают в пруду нашего поселка, запомнить их названия; уметь различать по характерным признакам.
Дети по характерным признакам находят карточку с рыбкой, называют её, описывают.
Дидактическая игра : «Определи по предмету профессию»
Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.
Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска, нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности.
Задача: по предмету назвать профессию родителей, в которой он используется.
Дидактическая игра : «Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают родители, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, кафе… и т. д.
Дидактическая игра : «Назови профессию»
Цель: Учить правильно, называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют, например:
Трактор – тракторист;
Машина – шофер;
Экскаватор – экскаваторщик;
Комбайн – комбайнер;
Подъемный кран – крановщик;
Самолет – летчик (пилот);
Пожарная машина – пожарный;
Бульдозер – бульдозерист;
Дидактическая игра : «Кто чем занимается?»
Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду, врач… (лечит людей, учитель… (учит детей, строитель… (строит дома, художник… (рисует картины, пианист (играет на пианино, писатель (пишет книги, портниха (шьет одежду, прачка (стирает одежду, уборщица (моет полы, продавец (продает товар, фотограф (фотографирует людей, воспитательница (воспитывает детей, ткачиха (ткет ткани, машинист (ведет поезд, контролер (проверяет билеты, машинистка (печатает на машинке) и т. д.
Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.
С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:
Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
Работа с наглядностью.
Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач : для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики.