Надежда Бутакова
Обобщение опыта «Индивидуализация процесса коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
русская народная пословица
слайд №1
Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта ДО, необходимо создавать благоприятные условия для индивидуализации обучения в условиях детского сада.
В связи с этим возникает необходимость создания новых образовательных отношений и в коррекционной педагогике, где ребёнок может сам выстраивать план своей деятельности, при определённых поставленных задачах.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
Публикация «Обобщение опыта „Индивидуализация процесса коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Цель педагога: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Учитель-логопед при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста c ОВЗ сталкивается с проблемой предоставления самостоятельного выбора ребёнку при необходимости соблюдения всех этапов при коррекции звукопроизношения.
Как позволить ребёнку самому исправлять неправильно произносимые звуки, формировать грамотную речь?
Слайд №2
… Но ведь возможно предложить ему необходимые приемы, формы и средства коррекции, в специально организованных условиях, с непосредственным участием и под присмотром педагога.
Одним из ориентиров ФГОС- является умение ребёнка планировать «своё дело», следовать плану, вносить корректировку по ходу действий. Я предлагаю систему организации индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников, которая позволит повысить интерес ребёнка к столь сложной и непривлекательной для него работе по исправлению звуков. Научит планировать и следовать планируемым действиям, а так же будет развивать воображение и умение логически связно излагать свои мысли, а значит, качественно улучшит его коммуникативные качества.
Эта система поможет педагогу в построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым или более опытным сверстником, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности – в зоне ближайшего развития каждого ребенка.
На таких занятиях ребёнок осуществляет выбор согласно своим интересам и потребностям, самостоятельно выстраивает план действий хода занятия, подбирает героев своей истории. Такая система организации занятий позволит стать ребёнку полноправным участником коррекционно-развивающего процесса.
Слайд №3
Для начала необходимо выяснить круг интересов и потребностей ребёнка, на основе которых педагог и будет выстраивать «образовательное» общение с ним на занятиях.
Можно использовать обычную беседу: вопрос – ответ, можно раскрасить беседу картинками, но всегда есть дети, с которыми очень трудно установить контакт. Поэтому можно предложить ребёнку совершить компьютерное путешествие по волшебным комнатам.
Приятная музыка, несложные манипуляции мышкой создадут спокойную непринуждённую атмосферу беседы.
Слайд №4
При помощи вопросов педагог, составляет карту интересов и потребностей ребёнка и получает некоторые диагностические данные. Вся полученная информация вносится в карту.
Слайд №5
Организуются занятия на сюжетно-игровой основе, которая может быть предложена педагогом, из альбома сюжетов (каждый педагог сам формирует такой альбом, в зависимости от предметно-пространственных возможностей кабинета, личного воображения, или придумана самим ребёнком.
Слайд №6
Далее педагог предлагает ребёнку выбрать несколько пунктов - значков (педагогом предлагаются значки, согласно этапу работы над звуком и поставленным задачам по другим направлениям коррекции речи) и составить план воображаемой игровой ситуации (значки для пунктов и карту-план каждый педагог подбирает самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов). На карте – плане ребёнок располагает выбранные значки в зависимости от последовательности цифр, приклеенных с обратной стороны, что позволить педагогу, заранее выбравшему значки для определённого ребёнка, распланировать последовательность работы над звуком.
Слайд №7
Вместе с педагогом ребёнок выбирает героев своей истории (это могут быть небольшие мягкие игрушки, игрушки из киндер- сюрпризов, пальчиковые или перчаточные куклы).
Передвижение по сюжету придумываемой, по ходу занятия, истории обеспечивают разные дидактические пособия, как настольные, так и объёмные игровые, предполагающие движение или смену позы обучающегося. Средства, приёмы и материалы для проведения занятия должны быть заранее продуманы педагогом.
Мной в кабинет были сделаны и используются следующие пособия:
Слайд №8
«ОСТРОВ ЗВУЧАНДИЯ»
Здесь проходит работа по развитию артикуляционного аппарата, голосовых характеристик, чувства ритма; постановке звука; робота по умению произносить звук изолированно и слогах.
Слайды № 9-10
С помощью пособий «ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК», «ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО» дети учатся правильно говорить звук в словах, фразах, предложениях. Определяют позицию звука в слове, делят слова на слоги, составляют предложения с выбранным словом.
Слайд №11
В «БУКВОГРАДЕ» они играют с буквами: печатают, складывают их из разных материалов, учатся составлять и читать слоги, слова, предложения.
Слайд №12
«ДОМИК - ЗВУКОВИЧОК» помогает освоить детям звуко-слоговой анализ слогов, слов (данное пособие придумано моей коллегой).
Слайд №13
«ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ» появился у нас с ребятами совсем недавно – это возможность использовать на занятии компьютерные, интерактивные игры. Здесь я могу предложить игру по любому из направлений речевого развития, в зависимости от задач определённого коррекционного этапа.
Слайд №14
Любая система, новые технологии, направления в работе педагогов – должны проходить оценку качества, эффективности, целесообразности. Проверить эффективность новой системы организации занятий я решила с помощью значков – смайликов и выявить её слабые и сильные стороны.
Слайд №15
В течение двух недель группа детей пользовались оценочной системой по обычной коррекционной системе занятий, а следующие две недели для оценивания им были предложены занятия по новой системе. Результаты оценивания заносились в тетради для индивидуальной работы, тенденцию изменения оценок я свела в табличный вариант.
По новой системе занятий дети стали для оценок выбирать смайлик – личный вклад. Я спросила, почему раньше не пользовались им? Ребята ответили, что раньше я им всё говорила, как делать, а теперь они сами придумывают. Заметно возрос интерес к занятиям у Даши С., она стала говорить о своих достижениях. Слабой стороной таких занятий стало время, которого необходимо немного больше, а вот сильной – это возросший интерес детей, формирование самостоятельности в планировании действий и соблюдении этапов планирования, умения сочинительства, хотя многим детям это даётся с трудом.
Слайд №16
Таким образом, данная система создаёт необходимые условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка, учитывая его интересы и потребности в формировании правильных произносительных умений и грамотной, богатой устной речи.