Галина Кладова
Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
По мнению А. И. Захарова, наиболее успешно психологическому воздействию подвергается тревожность в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил психологического и личностного развития.
Публикация «Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Психология школьников
- Страх и детская тревожность
- Темочки
При этом мы учитываем, что психологическая коррекция, осуществляемая психологом, не предполагает исправление недостатков, имеющих органическую основу, и дифференцируем психокоррекцию нормального и аномального развития. Основную задачу психокоррекционного воздействия мы видим в формировании отсутствующих или недостаточно развитых психологических качеств.
Изотерапия как часть арт-терапии является наиболее распространенным видом лечебного воздействия, коррекции посредством изобразительной деятельности.
Понятие «арт-терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством изобразительного творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них.
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности; актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; создание новых, эмоционально позитивных переживаний, их накопление; актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.
Функциями арт-терапии являются:
1. Катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексная, обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки [15, с. 39].
Изотерапия – это специализированная форма психокоррекции и психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Е. И. Изотова и др.) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей [4, 10].
Так, Т. Г. Казакова [11], К. Д. Ушинский [38], Я. А. Коменский [13] отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Метод построен на теории психомоторной связи. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться [37, с. 43].
По мнению С. Г. Рыбаковой [35], процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование изо-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Л. Д. Лебедева [17] подчеркивает роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности изо-терапии по отношению к младшим школьникам с тревожностью имеют огромный потенциал.
Изобразительное творчество дает возможность ребенку почувствовать и осмыслить самого себя, показать без затруднений свои размышления и ощущения, быть собой, легко выражать грезы и надежды, а также – избавиться от отрицательных переживаний прошедшего. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней [12, с. 15].
Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности : в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее [2, с. 177].
Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов и тревожности в детском возрасте дан в работах А. И. Захарова.
Метод включает следующую последовательность.
- свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной деятельности;
- рисование ребенком страха, т. е. объективирование его содержания в рисунке;
- обсуждение рисунка с изображением страха, т. е. осознание содержания страха;
- изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой «страх» терпит поражение, т. е. символическая, конструктивная переработка страха;
самовыражении.
Функциями арт-терапии являются:
4. Катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.
5. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
6. Коммуникативно-рефлексная, обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Изотерапия – это специализированная форма психокоррекции и психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Е. И. Изотова и др.) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Так, Т. Г. Казакова, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Метод построен на теории психомоторной связи. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться.
По мнению С. Г. Рыбаковой, процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование изо-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Л. Д. Лебедева подчеркивает роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности изо-терапии по отношению к младшим школьникам с тревожностью имеют огромный потенциал.
Изобразительное творчество дает возможность ребенку почувствовать и осмыслить самого себя, показать без затруднений свои размышления и ощущения, быть собой, легко выражать грезы и надежды, а также – избавиться от отрицательных переживаний прошедшего. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности : в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.
Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов и тревожности в детском возрасте дан в работах А. И. Захарова.
Метод включает следующую последовательность :
- свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной деятельности;
- рисование ребенком страха, т. е. объективирование его содержания в рисунке;
- обсуждение рисунка с изображением страха, т. е. осознание содержания страха;
- изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой «страх» терпит поражение, т. е. символическая, конструктивная переработка страха;
- обсуждение рисунка с изображением поверженного «страха», т. е. осознание ребенком возможностей и способов борьбы со страхом