Татьяна Зубарева
Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ…
М. Монтень (1533 — 1592) французский писатель.
Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из ключевых задач в построении и развитии системы дошкольного образования, так как именно дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Публикация «Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность проблемы организации и содержания здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.
Имея продолжительный опыт работы в группах компенсирующей направленности, мы сталкиваемся с постоянными трудностями: у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи, недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения; при относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления); отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Для преодоления трудностей в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи, мы решили выбрать приоритетным направлением своей работы : использование здоровьесберегающих технологий.
Для организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных, мероприятий в детском саду, коррекционно-образовательная система предлагает совместную деятельность педагогов по следующим разделам: коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа ложится на плечи учителя-логопеда, воспитателя и помощника воспитателя: развитие общих речевых навыков; коррекция звукопроизношения; работа над слоговой структурой слова; развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; обогащение лексики; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; развитие общей моторики. В коррекции основных психических процессов участвует психолог в тесной взаимосвязи с логопедом и воспитателем.
Коррекционно-оздоровительную работу проводят воспитатель, учитель-логопед и медицинские работники ДОУ, а так же музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.
В работе с детьми на занятиях учителем-логопедом применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Артикуляционная гимнастика
Зрительная гимнастика.
Развитие общей моторики.
Оздоровительные паузы
Развитие мелкой моторики
Су – джок терапия
Массаж и самомассаж
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Корригирующая гимнастика.
Немного подробнее расскажем о некоторых более интересных здоровьесберегающих технологиях :
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – один из видов артикуляционной гимнастики. Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет. Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА- это обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.
Самомассаж БАТ - воздействие на биоактивные точечные зоны, которое поможет активировать иммуннитет ребенка, ведь организм человека всегда быстро и охотно реагирует на оздоровительные воздействия. Самомассаж используют для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.
Технологии обучения здоровому образу жизни : Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии :
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы,которые и спользуются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Кинезиология- развитие межполушарного взаимодействия, способствующее мыслительной деятельности.
В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в работе повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание, корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис, повышается уровень результативности по коррекции звукопроизношения.
Основная задача всех педагогов, работающих с детьми - улучшить и не навредить здоровью детей. А используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список использованных источников.
1. Антонов, Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28
3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
4. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н. Новгород, 1999.
5. Доскин В. П., Голубева А. Г. Растим детей здоровыми. – М. : Мозаика-синтез, 2005.-96с.
6. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М. : 2001