Валентина Шошина
Развитие кинестетического и динамического праксиса детей с ОВЗ с помощью тестопластики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие кинестетического и динамического праксиса детей с ОВЗ с помощью тестопластики (из опыта работы
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. При этом они испытывают положительные эмоции, на основе которых и возникают чувства- радости, восхищения, восторга.
Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение и речь.
Публикация «Развитие кинестетического и динамического праксиса детей с ОВЗ с помощью тестопластики (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Практика показывает, что 73 %детей коррекционной группы на начало года имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений.
Анализируя разные виды продуктивной деятельности с точки зрения их коррекционной ценности, я остановилась на лепке.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества,она даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Материалом для лепки было выбрано соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
• Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег
• Легко отмывается и не оставляет следов
• Безопасно при попадании в рот
• Не липнет к рукам при лепке
• Можно сушить на воздухе
• Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие
• Если покрыть лаком - сохранится на века
• С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму
• Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации лепки. Поиск оптимальных методов коррекционного воздействия отражаются в моей программе «Волшебные ручки».
Программа создана на основании собственного опыта; с учётом умений и навыков детей. Она направлена на развитие мелкой моторики рук и речи детей.
Цель: развивать моторные функции в процессе лепки дошкольников с общим недоразвитием речи. При этом формирование ручной умелости рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств, стимулирующих речевое развитие.
Задачи
• обучать способам восприятия окружающего мира, правильно воспринимать сенсорные эталоны и отражать в практической деятельности
• познакомить с основными законами композиции и цвета
• обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства
• развивать речь детей в процессе лепки : пополнять словарь, совершенствовать речевую коммуникацию, обучать словесному отчету о проделанных действиях;
• развивать тактильную чувствительность;
• формировать умения выполнять бимануальные (двумя руками одновременно) действиями с предметами, обследование предмета, лепка предметов;
• формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в манипуляциях с различными предметами ;
• развивать интерес к изучению народных промыслов, творчество;
• формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения ;
• воспитывать положительные качества личности :самостоятельность, настойчивость, аккуратность; стремление сделать свою работу интереснее, понятнее для других ;
• воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Принципы построения программы
• От простого к сложному;
• связь знаний, умений с жизнью, с практикой ;
• научность;
• доступность, системность знаний;
• воспитывающая и развивающая направленность;
• всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков ;
• активность и самостоятельность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей
Разработано и тематическое планирование в соответствии с лексическими
темами рабочей программы группы. Это такие темы, как «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Зимний пейзаж», «Подарки к праздникам» и др.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Основной формой реализации программы является непосредственно организованная образовательная деятельность.
Программа является интегрированной. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления творческой деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а так же память и внимание). В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний выступают художественная литература, природа, игра. В повседневных занятиях с детьми часто используются потешки, отрывки из сказок, пословицы, поговорки, загадки. Наблюдая с детьми явления природы, вспоминает народные приметы. Народные песни, заклички дети разучивают на музыкальных занятиях, праздниках. На прогулках, физкультурной деятельности дети играют в народные подвижные игры. В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи дошкольники слушают русские народные сказки, пересказывают, создают драматические сценки. Результатом работы с детьми являются периодические выставки, организуемые в холле детского сада. Дошкольники представили свое творчество по тематике: «Осенние превращения», «Подводный мир», «Мир цветов», «Великий Помор», «Зимняя сказка», «Великая Пасха».
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что руководитель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.
Используемая литература
1)Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
2)Гусева И. «Солёное тесто» ,Санкт-Петербург, 2005.
3) Кискальт И. «Солёное тесто : увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
4)Комарова Т. С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
5)Комарова Т. С., Савенкова А. И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
6)Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет», М., 2005.
7)Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М., 2005.
8)Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
9))Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
10) Хананова И. «Соленое тесто» ,М., 2006.
11)Чибрикова О. «Азбука соленого теста», М. ,2009.