Юлия Чкалова
Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Маленький гном, большой великан»
▼ Скачать + Заказать документы
Математический проект для детей младшего дошкольного возраста
Паспорт проекта
Название проекта : «Маленький гном, большой великан»
Разработчик проекта : Чкалова Юлия
Вид проекта : познавательно-исследовательский, игровой.
Тип проекта :
Публикация «Математический проект для детей младшего дошкольного возраста „Маленький гном, большой великан“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
По доминирующей в проекте деятельности : информационный, практико-ориентированный, групповой, творческий;
По числу участников проекта : 24 ребенка второй младшей группы, 2 воспитателя, родители;
По времени проведения: среднесрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОО.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Продолжительность проекта : 3 месяца.
Формы организации проекта : игровая деятельность, беседы, творческие задания для детей и их родителей.
Формы работы: игровая, словесная, познавательная, творческая, исследовательская, взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОО.
Сроки и этапы:
1 этап – организационный (начало сентября 2017 года)
2 этап – практический (сентябрь – начало ноября 2017 год)
3 этап – завершающий (конец ноября 2017 года)
Актуальность проекта : Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место.
Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашей ДОО проекта «Маленький гном, большой великан».
Среди компонентов в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.
Цель проекта : Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей второй младшей группы (3-4 года, формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей.
Задачи проекта :
- Развитие у детей младшего дошкольного возраста умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития.
- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ожидаемый результат. При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
• Ребенок проявляет познавательную активность; сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи; имеет представление о форме, цвете, величине;
• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Родители:
• Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
• Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке в математическом развитии;
• Ощущают личную сопричастность к обучению и воспитанию своего ребенка.
Предполагаемые итоговые продуты проекта : оформление фотовыставок «Математика дома», выставки творческих работ детей и их родителей «Дидактические игры», математического уголка в группе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Первый этап - организационный (начало сентября 2017 года)
Создание условий для проектной деятельности с детьми, разработка перспективного плана.
Вся работы выстраивалась с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОО, согласно ФГОС. Проведены беседы с родителями с целью определения уровня знаний детей, выявления запросов родителей.
Составлен перспективный план на срок реализации проекта, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разработаны и формируются картотеки развивающих игр, согласно тематики проекта.
Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место.
Дидактические и другие виды игр всегда доступны для детских игр. Также есть наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Есть материал для педагогов : картотеки, конспекты и методические разработки.
Второй этап - практический (сентябрь – начало ноября 2017 год)
Апробация тематического планирования и отбор наработанного материала по организации совместной деятельности детей и взрослых.
При планировании воспитательно-образовательного процесса мы использовали следующие формы, методы и приемы:
• сюрпризные моменты, игровые образы, игровые ситуации, чтение художественной литературы, рассматривание предметов, картин, беседы, развивающие дидактические и компьютерные игры.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы использовали в процессе образовательной и самостоятельной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединяли их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволило нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Нашей целью не являлось освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Перспективный план реализации проекта с детьми второй младшей группы
ООД Деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность в ППРС Срок
1. Игровая ситуация «Знакомство с куклой Машей»
Цель: формирование понятий – форма и величина 1. Знакомство с игровым образом куклы Маши.
2. Д/и «Какие маша видела дома?».
3. На прогулке игра-наблюдение «Большой маленький»
Игры детей с пирамидками, матрешками, конструирование с детьми домика для Маши.
Сравнивание размера обуви при одевании на улицу. Манипуляции детей с мелкими и крупными камешками на улице. Сентябрь
2. Игровая ситуация «Кукла Маша пришла в магазин»
Цель: формирование понятий – форма и величина 1. Д/и «Веселые матрешки»
2. Игра «Собери бусы для Маши»
3. Д/игры «Окошки», «Сравнение фигур», «Подбери правильно»
4. Игра с детьми в формочки-вкладыши. Манипуляции детей с мелкими и крупными мозаиками.
3. Игровая ситуация «Маша и медведь»
Цель: формирование понятий – форма и величина 1. Д/игры «Длинный - короткий», «Найди круглые, квадратные предметы».
2. Закаливающие процедуры после сна – «Пройди па длинной /короткой дорожке»
3. Игра «самый длинный – самый короткий» Конструирование «Кроватка для Маши».
Манипуляции детей с песочными наборами на улице.
Игры с разными по длине ленточками.
4. Игровая ситуация «Наведем порядок в комнате Маши»
Цель: знакомство детей с различными геометрическими фигурами разной величины. 1. Д/игры «Разложи фигуры по местам», «Фигуры играют в прятки», «Башни».
2. Совместные игры с логическими квадратами, рамками – вкладышами.
3. Игра «Геометрическое лото» Рассматривание с различными по форме, цвету и размеру формочек и совков.
Игры со строительным материалом и геометрической мозаикой.
1. Игровая ситуация «Будем Машу наряжать»
Цель: продолжать учить детей различать величины предметов 1. Игры для развития мелкой моторики с нестандартными материалами :
- с прищепками «Жук», «Гусь», «Крапива»,
- с решетками «Зоопарк», «Прогулка».
2. Д/игры на дифференциацию предметов по размеру «Орешки для белочки», «Ёжик». Конструирование построек из мелкого и крупного строительного материала.
Создание игровых ситуаций для самостоятельного обыгрывания детьми. Октябрь
2. Игровая ситуация «Сделаем бусы для Маши и мамы»
Цель: продолжать формировать представление о форме и размерах предметов 1. Д/игры «Объемный пазл», «Собери овощи из частей», «Собери картинку».
2. Игры на развитие мелкой моторики «Крутится, вертится, …», «Шнурочки».
3. Рассматривание с детьми картинок и их частей. Самостоятельное рисование в ИЗО уголке.
Рассматривание различных графических рисунков
3. Игровая ситуация «Красный город цветных человечков»
Цель: развивать умение различать по величине и цвету предметы 1. Игровые упражнения: «Найди такой же», «Строим стульчик для матрешек».
2. Развивающие игры «Рыбалка с игрушками», «Занимательная коробка», «Собери картинку»
3. Д/и «Форма, цвет».
4. При одевании на прогулку отмечать красные элементы одежды.
5. Изготовление гномика красного цвета Рассматривание коллекции открыток.
Самостоятельные игры детей в на сенсорном столе, со строительным материалом. Игры детей с матрешками, пирамидками.
Рассматривание иллюстраций с преобладанием красного цвета.
4. Игровая ситуация «Жёлтый город цветных человечков»
Цель: развивать умение различать по величине и цвету предметы 1. Д/игры «Форма, цвет, длина», «Красивый узор».
2. Изготовление гномика желтого цвета.
3. При одевании на прогулку отмечать желтые элементы одежды.
4. Игра «Что лишнее» Самостоятельное рисование в ИЗО уголке.
Рассматривание иллюстраций с преобладанием жёлтого цвета.
1. Игровая ситуация «Накроем стол для гостей»
Цель: формирование умений сравнивать предметы по количеству 1. Д/игры «Сравни», «Один - много», «Добавь, чтобы стало столько же».
2. Развивающие игры «Найди пару», «Что в мешочке?»
3. «Сервировка стола» Самостоятельные игры детей с игрушками разного размера.
Манипуляции детей с одеждой – одеваем по одному, всё вместе – получается много. Ноябрь
2. Игровая ситуация «Лесная гостья»
Цель: развивать сравнивать предметы по количеству. 1. Д/игры «Спрячь зайца от лисы», «Парные картинки», «Цветочная поляна».
2. Пальчиковые игры: «Котята», «Воробьи».
3. Беседы с детьми на тему обобщения предметов. Рассматривание детьми картинок и альбомов по различным группам.
Самостоятельные игры детей с игрушками разного размера.
На данном этапе в работе с родителями было проведено следующее: даны творческие задания по сбору материала для оформления фотовыставки «Математика дома», изготовления творческих работ детей и их родителей «Дидактические игры», оказание помощи в создании математического уголка в группе.
В работе с педагогами мы провели консультации на темы: «Занимательная математика для малышей», «Работа с родителями по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста».
3 этап – завершающий (конец ноября 2017 года)
Подведение итогов по реализации проекта. Систематизация наработанного материала, определение задач на будущее.
На данном этапе подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями, педагогами. А также определены перспективы дальнейшей работы.
1. Обобщение результатов, описание опыта работы.
2. Выступление перед коллегами и родителями.
3. Оформление альбомов с фотографиями по отчету деятельности детей на всех этапах проекта, картотек проводимых игр, дидактических пособий «Дидактические игры». Проведена фотовыставка «Математика дома».
Вывод: в результате проведенной работы по формированию математических способностей детей второй младшей группы :
1. Повысился уровень математических способностей детей путем сенсорного развития;
2. Изменилось негативное эмоциональное отношение детей к занятиям по ФЭМП;
3. Ребята овладели умственными способностями, такими как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; проект способствовал развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
4. Увеличился объем словаря детей;
5. Активизировались познавательная и творческая деятельность дошкольников, социально-коммуникативные навыки;
6. Положительным результатом работы явилось сплочение детей с родителями в совместной проектной деятельности.
Таким образом, разработанная система работы принесла положительные результаты, а главное оказала реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам. В перспективе планируется дальнейшее использование игровых ситуаций в математическом развитии дошкольников.