Крутова Мария Владимировна
Деятельностный подход в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мир стремительно меняется: научно – технический прогресс, новые идеи и технологии, конкуренция во всех сферах деятельности, непростые отношения культур и религий, необратимые изменения в природе.
Каким мы хотим видеть в будущем каждого нашего воспитанника? Это должна быть жизнеспособная, духовно, нравственно и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.
Публикация «Деятельностный подход в образовании дошкольников» размещена в разделах
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности со сформированной субъектностью.
Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы.
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, признанием дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования.
Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста : познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, восприятие художественной литературы и фольклора.
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.
Деятельность - ключевое слово обучения в условиях ФГОС. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.
Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Дадим определения понятия «деятельность» :
- деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования;
- деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий;
- деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.
Деятельностный подход - субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.
Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Ребенок не является пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности.
Перечислим принципы деятельностного подхода :
- принцип субъектности воспитания: воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены :
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития;
- принцип учета сензитивных периодов развития: ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий;
- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:
«… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»;
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития. Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.
- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности : деятельность должна быть социально - значимой и общественно – полезной;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Таким образом, деятельностный подход ставит перед педагогом следующие задачи:
- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Образовательная деятельность на основании деятельностного подхода должна иметь следующую структуру:
- создание проблемной ситуации;
- целевая установка;
- мотивирование к деятельности;
- проектирование решений проблемной ситуации;
- выполнение действий (заданий);
- анализ результатов деятельности;
- подведение итогов.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе : диалог, проект, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные, педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
Формы самореализации дошкольников : выставки (тематические и авторские, персональные выставки детских работ, презентации, игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности, коллекции.
Итак, охарактеризовав деятельный подход, проведем сравнительный анализ традиционного процесса обучения и образовательной деятельности при деятельностном подходе :
- задействованная сторона мышления. При традиционном процессе обучения - воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная); при деятельностном подходе - творческая сторона мышления (продуктивная);
- деятельность педагога. При традиционном процессе обучения – передача знаний и истин в готовом виде педагогом ребенку; при деятельностном подходе – педагог учит детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем;
- деятельность ребенка. При традиционном процессе обучения – восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции; при деятельностном подходе – деятельность приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.
Обобщая изложенное выше, мы делаем следующий вывод: суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.