Ермолова Ольга Георгиевна
Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении»
▼ Скачать + Заказать документы
Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении.
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности.
Слайд № 2
Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.
- Можно, - ответил Мастер.
- Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.
Мастер усмехнулся и сказал:
Темочки:
- Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.
(Старинная Китайская притча)
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром.
Слайд № 3
Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.
Б. Шоу
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст – это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребёнком, с человеком на всю жизнь.
Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Именно в действии порождается знание.
Слайд № 4
Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир.
Наше дошкольное отделение работает по программе «Детство»
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе нашей программы:
«Чувствовать-Познавать-Творить».
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка.
Слайд № 5
Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.
«Золотые правила»
системно-деятельностного подхода
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
Веди ребенка от собственного опыта к общественному
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Учи анализировать каждый этап работы
Критикуя, стимулируй активность ребенка
Слайд № 6
Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию
В стандарте дошкольного образования выделяют 9 видов деятельности.
Дети приобретают опыт в таких видах деятельности, как
Слайд № 7
Двигательной (овладение основными движениями). Осуществляется как на занятиях, так и на прогулке, свободное от занятий времени. Подвижные игры-самые любимые у многих детей.
Музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).
В дошкольном отделении проходят занятия по хореографии.
Слайд № 8
Игровой, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские игры
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
Слайды № 9-11
Хочется поподробнее остановиться на Ландшафтном игровом столе, целью которого является формирование у детей целостной картины мира.
Дети воспроизводят в игровой форме повседневные действия и события, создают разнообразные ландшафты: лес, водоём или городскую улицу.
Организовывают различные сюжетные игры: «Мой дом», «Моя семья», «Ферма», Правила дорожного движения, направленные на формирование представлений об окружающем мире.
Во время игры детям приходится взаимодействовать друг с другом, поэтому необходимы правила игры, которые дети придумывают сами или с помощью воспитателя.
В процессе игры дети общаются, разговаривают, а значит развивают свою речь и коммуникативные навыки, узнают новое о себе и других людях.
Слайд № 12
Коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Это общение начинается как только ребенок переступает порог дошкольного отделения и проходит в течение всего дня, кроме того воспитатели занимаются формированием словаря воспитанника с использованием ребусов, различных дидактических игр.
Слайд № 13
Познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности («Воздух-невидимка», наблюдения за водой, в работе с песком) дети учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Из носителя готовых знаний воспитатель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Слайд №14
Конструировании из разного материала, включая конструкторы, бумагу, природный и другой материал.
Слайд № 15
Элементарной трудовой деятельности и самообслуживании.
С первых дней поступления в дошкольное отделение ребёнок начинает осваивать элементарные действия по самообслуживанию. К сожалению, сейчас многие дети, приходя к нам, не могут их осуществлять.
Всему этому приходится учиться у нас.
Слайд №16
Восприятии художественной литературы.
Работа с литературными произведениями
Слайд № 17
Изобразительной (рисование, лепка, рисование).
Слайд № 18
Организованная образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Образовательной Программы и решения конкретных образовательных задач.
Слайд № 19
Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуационные задачи, игры с моделированием, игры-путешествия, игры-эксперименты, игры-этюды, творческие игры, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, викторины, культурно-досуговая деятельность.
Слайды № 20-22
Квест -это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.
Слайды № 23-24
Дети с большим интересом принимают участие в сценках, которые являются неотъемлемой частью всех утренников.
Слайды № 25-29
Слайд № 30
Анализ результатов деятельности
Не спрашивать у детей: понравилось или нет.
Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель.
В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного отделения : воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.
Слайд № 31
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
• Ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
• На занятии главенствует дух открытия;
• Обязательно происходит движение;
• Очередной вид деятельности воспитатель начинает с постановки задачи в общем виде;
• Не принимаются ответы детей без обоснования их мнения и не остаётся без внимания ни один ответ;
• В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
• Воспитатели поддерживают у детей ощущение успешности.
Гармонично выстроенная в дошкольном отделении предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
Таким образом, системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольного отделения, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной воспитателем, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.
Системно-деятельностный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.